Мы уже говорили, что хаотическое смешение элементов истории Перевала порождает его привлекательность и, одновременно, затруднение в его восприятии. Его, будто картину, рассыпали на маленькие паззлики и тщательно перемешали, а ключевые спрятали, и часть из них уничтожили. Один раз это, по-видимому, сделали убийцы, второй – поисковики, третий – следствие (в том числе по линии КГБ), четвертый – судмедэксперты. В результате, дело буквально бросает вызов человеческому разуму, запертому обычно в рамках обыденности, предсказуемости, логичности. А это такой соблазн… Ведь разум не терпит вещей, которые ему не подвластны. Ладно бы еще где-то в космосе, в Антарктике, в амазонской сельве… но на Урале – нет! И разум кипит…
Нам приходилось слышать истории о том, что существуют династии народных целителей-костоправов, которые обучаются этому делу с детства и буквально творят чудеса. Экзаменом на зрелость у них служит следующее испытание: разбитый кувшин, вернее его осколки, перемешивают с песком в мешке. Соискатель должен собрать кувшин нацело, действуя руками с наружной стороны мешка, как бы массируя его.
Представляется, что более-менее достоверный анализ дела Перевала требует от нас чего-то в этом роде, только без рук, - одним умом.
Попробуем, однако, предложить для понимания дела некоторые рациональные основания, которые могли бы послужить как бы логическим костяком рассматриваемой ситуации. На них мы возможно смогли бы опираться, и подобно Кювье, восстановить из окаменевших косточек целого динозавра.
Следствие
Следователей часто упрекают, что они действуют статистически, отвлеченно от реальных обстоятельств дела. Убита жена – хватают мужа, и начинают крутить, примеряя на него убийство. Потому что чаще всего жен убивают именно мужья. И следователю не бросается в глаза, что муж – честнейший и добрейший, и сам готов от горя в петлю лезть.
Пропал человек – его начинают искать только на третий день, потому что сплошь и рядом бывает: загулял, напился пьян, сбежал – ничего, вернется. А родственники лезут на стенку – ведь ничего подобного, у них совсем другой случай.
Но следователь смотрит на вещи по-своему, у него пятьсот таких дел (чтоб не сказать «тел») и он лучше знает, что бывает и чего не бывает. И если украли – он ищет среди тех, кто обычно крадет. И если изнасиловали – то тоже, ищут среди людей, склонных к этому делу. И следователь, лишь в самую последнюю очередь может предположить (если вообще может) что велосипед украли инопланетяне, изнасиловали восьмиклассницу – йети, череп проломил сантехнику – Сергей Палыч Королев, из-за залетевшей случайно не туда ракеты. Хотя некоторые бабушки пишут в полицию и такие заявления…
И в самом деле, такой подход чаще оправдывается, чем нет. Ведь это же просто здравый смысл – действия, основанные на высокой (или низкой) вероятности того или иного события. И таким образом, у нас с вами вырисовываются некоторые следственные правила (или теоремы) вероятностного подхода к делу Перевала:
- Правило интереса. Случается всякое, но преступления, с большой долей вероятности, совершаются ради денег или иных ценностей. Т.е. в нашем случае, скорее всего дятловцев убили из-за чего-то ценного.
- Правило регулярного действия. Если в этом мире происходит какое-то событие, то подобные события, с большой долей вероятности, происходит регулярно. Т.е., в нашем случае, если дятловцев убили манси, то почему они не убивают русских постоянно, учитывая, что их «святые места» никак не определены, доступ к ним неограничен и, главное, русское население совершенно не в курсе, что к святилищам манси нельзя приближаться?
- Правило стечения обстоятельств. Если событие каким-либо образом связано со стечением неких обстоятельств, то это стечение обстоятельств, с большой долей вероятности, является либо следствием, либо причиной этого события. Например, жертва убийства перед смертью совершила телефонный звонок, или убийство было совершено в день рождения жертвы, или в годовщину смерти другого человека - общего знакомого жертвы и свидетеля преступления.
- Правило сочетаемости. А это, - если паззлики, детали события, подобранные на основании трех вышеназванных правил, сочетаются, подходят друг к другу, рождают вместе фрагмент картины, а все вместе и целую картину, то это подтверждает предположения, и они из вероятных становятся достоверными.
А теперь давайте посмотрим, какое отношение все это имеет к реальности. Исторический контекст трагедии, как мы выяснили, в предыдущих главах, имеет доминанты, т.е. сильнодействующие факторы.
Это три момента:
- Атомная промышленность.
- Атомный шпионаж.
- Атомный кризис.
Эти три момента являются сильнодействующими в том смысле, что сильно влияют на поведение людей, связанных с этими факторами, вовлеченных в них. Эти люди не могут не осознавать, что мир на краю, речь идет о жизни и смерти, в том числе и для них лично, и это имеет самое непосредственное к ним отношение.
Ближе к делу
Но как же это касается наших «железных туристов из УПИ (и не только)»? Ну, посудите сами:
Кривонищенко - работает на Маяке, последнее время перед походом, занимался ликвидацией последствий кыштымской катастрофы.
Слободин работает на Маяке.
Колеватов, до возвращения в Свердловск, работал в Москве, в секретной лаборатории.
Остальные ребята, кроме Золотарева (но о нем позже) совсем не вписываются в концепцию атомного шпионажа, зато прекрасно вписываются в концепцию прицепа.
В наше время, когда российские физики-ядерщики часто погибают в несчастных случаях, когда иранских физиков–ядерщиков убивают беспилотники, или они гибнут в авиакатастрофах, трудно удивить кого-то интересом иностранных спецслужб к секретоносителям. Но и в 50-е каждый секретоноситель был под прицелом, как у своих, так и чужих разведчиков и контрразведчиков.
И таким образом, каждый из ребят в отдельности мог представлять интерес, хотя бы в плане подхода для вербовки, разговора с подводом к интересующим темам, просто наблюдения. Но три секретоносителя вместе! Два еще на природе, вдали от наружки вездесущего КГБ! Это такая редкость, что кажется почти невероятным. Как это сверхподозрительное КГБ допустило такое? Это даже напоминает сказку о Красной Шапочке, помните: иди, но будь осторожна, в лесу могут водиться волки! О чем только думала бабушка?!!