287 подписчиков

Трамвайный маршрут №11 Геологический Колледж - Мирный Переулок. Саратов.

1K прочитали

В начале данного поста сразу скажу, 11 трамвай мой самый любимый маршрут общественного транспорта в городе Саратов, пользуюсь им с конца 90-х годов, вся моя жизнь проходила и проходит дальше рядом с линиями 11 трамвая, я видел 11 трамвай в разные времена. И самый печальный период на мой взгляд сейчас, но хочется верить что данная ситуация изменится.

Фото автора.
Фото автора.

Мало кто знает но раньше 11 трамвай соединял совсем другие направления, с 1887 по 1964г данный маршрут связывал между собой Товарную станцию и Волгу, район сегодняшней Магистрали и Музейную площадь по Челюскинцев. Нынешний маршрут 11 трамвая возник в 1983г, когда была достроена трамвайная линия от улицы Осипова до Рижского проезда, по улице Городской( сейчас Танкистов). 11 Маршрут стал ходить по направлению Улица Осипова- 6 квартал.

Фото автора. Диспетчерская 11 трамвая улица Осипова.
Фото автора. Диспетчерская 11 трамвая улица Осипова.

В июне 1984г случилось долгожданное событие было открыто Ленинское трамвайное депо, одно из самых передовых в городе! Депо стало обслуживать трамвайные маршруты №11,12. В связи с открытием депо, были построены новые линии, и 11 трамвай был продлен, теперь он стал именоваться Ул.Осипова - Ул.Безымянная.

Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Ааре Оландер. 11 на конечной станции Улица Безымянная. 1997г
Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Ааре Оландер. 11 на конечной станции Улица Безымянная. 1997г

В 1988г 11 трамвай в связи с постройками новых трамвайных линий, был продлён в центр города, маршрут получил назначение Улица Радищева - Улица Безымянная, в таком виде он отходил до начала 2000-х годов, в таком обличие многие из нас его как раз и знают, и понятно что в таком виде 11 трамвай был бы актуален сегодня! В конце 90-х годов был проведён эксперимент с изменением схемы 11 и 12 трамваев в центре города, 11 трамвай шёл по схеме Астраханская - Кутякова - Горького - Горная - Радищева, а далее Радищева - Горького - Горная - Астраханская, 12 трамвай шёл наоборот, но актуальнее такая схема была бы если бы 12 трамвай продлили бы уже тогда в Солнечный, продлились данные нововведения недолго. В целом в 90-х годах 11 трамвай был основным общественным транспортом в Посёлке Солнечный, без всяких преувеличений это было так, кучи маршруток дублёров ещё не было, автобусные маршруты в большинстве ходили кое как. Утром и вечером 11 трамвай ходил всегда под завязку, но очень часто такое бывало и днём, вагонов на линии было очень много, бывала такая картина к примеру после остановки Лакокраска ( Ул.Крайняя) 11 трамвай тормозил около Медтехники, водитель ждал когда впереди идущий вагон доедет хотя бы до улицы Жуковского , тоже самое было около остановки пос.Мирный, вагон там так-же останавливался на 5 минут примерно, ждал когда впереди идущий вагон доедет хотя бы до Каравана. В те года на 11 маршруте были только СМЕ, во всех вагонах работали кондуктора, и самое главное вагоны утром шли массово с депо в Солнечном, а вечером массово ехали обратно, что было очень удобно, и не было сегодняшних ситуаций когда вечером можно стоять час в Мирном переулке, а вагоны вереницей несутся в депо. Так-же в те года вагоны вовремя получали нужный ремонт, да и в целом КТМ-5 были в большинстве ещё свежие, последняя партия новых трамваев КТМ-5 пришла в Саратов в 1996г, и вагоны 80-х годов выпуска были ещё как новые, плюс в Депо работало ещё много профессионалов ремонтников.

Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Vil. 11 трамвай на улице Кутякова, сегодня увы уже такую фотографию не сделать....
Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Vil. 11 трамвай на улице Кутякова, сегодня увы уже такую фотографию не сделать....

В начале 2000-х пошли первые печальные тенденции в работе 11 трамвая, осенью 2001г было закрыто Ленинское трамвайное депо №3, вагоны обслуживающие 11 и 12 трамваи были переведены в Кировское трамвайное депо, именно тогда начались первые неудобства как для пассажиров так и для водителей , кондукторов данных маршрутов. Водители 11 трамвая как тогда так и сейчас преимущественно проживают в пос.Солнечный, и начиная с осени 2001г им нужно было ранним утром приезжать за вагонами в Кировское депо, а выезжать с депо нужно в период 05-30 до 06-30. Пассажиры тоже стали ждать трамвай дольше, хоть и вагонов не стало меньше, но добираться они стали до конечной дольше, и вагоны 12 трамвая утром уже не шли с Солнечного, а они в часы-пик тоже перевозили людей. Именно тогда диспетчерская 11 трамвая была перенесена на Улицу Осипова, именно тогда мы получили то от чего сегодня страдает и сам 11 маршрут, и пассажиры, это диспетчерская по середине маршрута, на которой теряется от 5 до 20 минут по пути из города. 11 трамвай Был сокращен до сегодняшнего кольца Геологический колледж, раньше оно использовалось в основном для обеда. До Ленинского трамвайного депо ходил один вагон от улицы Осипова, с интервалом 1 час.

Фото автора. Нынешнее кольцо 11 трамвая.
Фото автора. Нынешнее кольцо 11 трамвая.

На фото нынешние кольцо 11 трамвая, по столбам можно подумать что 11 трамвай и сегодня идёт дальше к котельной, но увы нет , рельс там уже не осталось, с 2007г их стали постепенно убирать, про бывшею линию до Ленинского депо у меня есть отдельный пост.

Фото автора. 11 трамвай на нынешней конечной.
Фото автора. 11 трамвай на нынешней конечной.

В 2003г официально 11 трамвай получил наименование Политехникум СГУ - Улица Радищева , в 2007г было окончательно закрыто движение к Ленинскому трамвайному депо, в 2010г линия была демонтирована. Но худшее как мы узнали спустя 3 года было ещё впереди.

Фото автора. Живописные места на конечной 11 трамвая, фото сделано между остановками Геологический колледж - ул.Перспективная.
Фото автора. Живописные места на конечной 11 трамвая, фото сделано между остановками Геологический колледж - ул.Перспективная.

Несмотря на все негативные изменения, 11 трамвай продолжал стабильно работать вплоть до 2013г, даже не смотря на запуски многочисленных маршруток дублёров с середины 2000-х годов, 11 трамвай всё равно оставался основным общественным транспортом у жителей посёлка Солнечный, так-же стабильно работали двойные вагоны, и в целом всё было стабильно. И в 2013г как гром среди ясного неба в СМИ начинает мелькать информация, о том что трамвайную линию по улице Кутякова от Триумфа до Радищева демонтируют! Это информация стала шоком для многих, никаких объективных факторов для такого действа не было, как заявлялось это делалось для борьбы с пробками, только пробки как раз возникали по причине движения многочисленных маршруток по улице Кутякова особенно 73 и 8, а так-же туда был перенесён автобус 53. Но даже не это было главным фактором пробок, главный факт был связан с безобразной парковкой машин по всей длине улицы Кутякова, машины парковались с краю дороги, и дальше, и большими кучами, это очень сужало проезжую часть на улице Кутякова, в связи с этим разойтись трамваю и движущемуся по дороге автотранспорту стало сложно, но и естественно как у нас уже это было с 15 трамваем, снова решили убрать трамвай! Жители города собирали многочисленные подписи живые, электронные за сохранение 11 трамвая на улице Радищева, но не сработало ничего! В июне 2013г 11 трамвай ушёл с улицы Кутякова, с того времени нормально доехать с улицы Радищева в Солнечный стало невозможно маршрутки №73,8 ходят постоянно забитыми с конечной, пробки на Кутякова только возросли, машины теперь паркуются ещё более хаотично, трамвай хоть как-то дисциплинировал парковщиков, а теперь ездить там стало только сложнее. Очень хочется верить что Вячеслав Володин который занялся проблемами электротранспорта Саратова, поможет вернуть на улицы Кутякова/Радищева трамвайный маршрут №11! Жители улицы Радищева и сейчас с ностальгией продолжают вспоминать 11 и 12 трамваи, и очень хотят их вернуть, и в целом улицы Кутякова,Горная,Радищева очень опустели без трамвая, данные улицы из древне трамвайные, лишились изюминки, и я лично верю что трамвай на этих улицах мы ещё увидим и прокатимся на нём,а вот многие маршрутки надеюсь там будут закрыты! 31 мая 2013г Патриоты электротранспорта Саратова собрались что-бы попрощаться с трамвайной линией на улица Кутякова, я там был тоже , это был печальный момент, там многие из нас в последний раз проехали на 11 трамвае. Интересно а если многочисленные маршрутки идущие с Солнечного по Кутякова будут закрывать, будет ли сними кто так прощаться? А вспомнит ли кто-то о них? Я думаю вопрос риторический.

01 июня 2013г 11 трамвай был официально продлён до Посёлка Октябрьский, маршрут получил назначение Геологический Колледж- Пос. Октябрьский, 11 трамвай стал делить одно конечную с 10 трамваем. 01 Июня множество людей продолжали ждать 11 трамвай на улице Кутякова, огромным шоком для них стала информация что 11 маршрут здесь больше не ходит. Как не странно но 11 трамвай стал весьма популярен и на новой линии , в район Политехнического университета на 11 трамвае ездило очень много людей, и это ещё при том что студенты были на каникулах , я сам тогда работал в тех местах, и 11 трамвай очень выручал, двойные вагоны очень сильно заполнялись. Но как бы 11 трамвай заполнялся бы там с началом учебного года, нам было не суждено узнать, 20 мая 2013г трамвай был сокращён до своего сегодняшнего вида до Мирного переулка , решение абсолютно идущие вразрез с интересами студентов, пациентов 3 городской больницы! И сегодня с района СХИ,Солнечного до Политеха ходят только маршрутки!

Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото-Serj. Невероятное ситуация, 11 трамвай в Агафоновке. Представить такое ещё в 2011г было невозможно.
Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото-Serj. Невероятное ситуация, 11 трамвай в Агафоновке. Представить такое ещё в 2011г было невозможно.

11 Трамвай начал с Осени 2013г ходить в Мирный переулок, пассажиры и водители с неохотой приняли перемены, но и на этом направление 11 трамвай остаётся весьма популярным маршрутом, вплоть до 2017г на 11 трамвае продолжало ходить не мало Двойных вагонов. Но с конца 2015г стали поступать тревожные новости из СГЭТ, именно в 2016г из-за долгов предприятия, на нём начались сокращения, уходили многие профи в вопросах ремонта вагонов, понятно что вагоны КТМ-5 уже и так отработали все нормы, но ситуация могла бы быть сегодня намного лучше, если бы не сократилось бы столько ремонтников, именно в этот-же период 2016-2018 с 11 трамвая постепенно ушли все кондуктора, теперь кондуктор на 11 трамвае крайне редкое явление, их можно увидеть крайне редко, сегодня выход и оплата осуществляются в первую дверь водителю. В 2018г примерно Двойные вагоны почти окончательно покинули 11 трамвай, в 2019г работали 2 Двойных вагона в часы-пик, но с началом Коронавируса, и по сегодняшний день двойные вагоны на 11 трамвае мы не видим вообще! А пассажиропоток на 11 высокий! Утром просто пассажиры едут как кильки в банке, на остановках Микрорайон 1а, пос.Солнечный в любое время суток заходит куча пассажиров, пос.Солнечный становится всё больше а 11 трамвай всё меньше увы, сегодня ходят только одинарные вагоны, все сегодняшние проблемы 11 трамвая изложены в данном посте.

Фото автора. Сзади остановка 11 трамвая Улица Просечная.
Фото автора. Сзади остановка 11 трамвая Улица Просечная.

В 2020г наметились улучшения в работе СГЭТ, благодаря вмешательству Вячеслава Володина. Были получены трамваи Татра с Москвы, но увы все они переданы в Заводское депо, на 11 трамвай не одного не поставлено, хотя нехватка вагонов у нас тоже большая. Так-же если верить СМИ в Саратов придут трамваи марки Витязь, очень хочется в это верить. Что касается 11 трамвая то планируется перенос диспетчерской на 6 квартал, так-же должны выделить трамвайную линию от Сенного рынка до Осипова, обещали Весной 2021г, скоро летом работы не идут даже, но хочется верить что в ближайшее время это будет сделано, даже эти изменения колоссально бы улучшили работу маршрута, 11 трамваем пользуется очень много людей, и выделенная линия и диспетчерская на конечной очень нужны. Так-же до 2028г планируется продление 11 трамвая до Нарру молла, но это совсем кажется фантастикой, но будем надеяться. Но больше хотелось бы что бы 11 трамвай вернулся на улицы Кутякова/Радищева, это было бы лучше всего. Но главное это замена подвижного состава и ремонт путей. Я очень люблю КТМ-5 но они очень сильно переработали свой ресурс, 11 трамваю хотя бы на половину нужен свежий подвижной состав, и ремонт путей хотя бы на некоторых участках, так-же нужен ремонт подстанций, особенно в районе остановки Сады. Так-же необходимы посты ДПС на перекрёстке Навашина-Танкистов водилы машин и маршруток там творят полный беспредел, подрезают трамвай, лезут на красный, постоянно стоят на рельсах, из-за этого на этом участке нередки ДТП что ухудшает работу трамваев, и теряется престиж среди населения, но лучше просто выделить пути на проблемных участках, и поставить камеры, и большие штрафы, собственно как и хочет город. Отдельный привет хочется передать водителям 11 трамвая, со многими из вас я знаком, особенный привет Михаилу он умеет дисциплинировать автохамов, объявляет остановки, очень похож на олдскульных водителей 11 трамвая, так-же есть ещё ряд классных водителей которые работают с 90-х годов.

Всем Спасибо за Внимание!