Найти в Дзене
Пенза-Взгляд

Правы ли аптеки, заявляя, что «товар обмену и возврату не подлежит»?

Такие объявления украшают кассы практически каждой аптеки, и мы принимаем их как данность, однако фармацевты немного лукавят. Есть случаи, когда товар, приобретенный в аптечной сети, вернуть или обменять возможно.

Дело в том, что в большинстве случаев, в полном соответствии с законом, администрация аптек имеет все юридические основания для таких объявлений. Она основывается на положениях постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, согласно которому приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. Поэтому продавец юридически прав, отказываясь принимать или обменивать такой аптечный товар.

Однако в случае, если лекарственные препараты или медицинские изделия являются недоброкачественными, продавец обязан принять такой товар назад.

Другими словами, если таблетки вам по каким-то причинам «не подошли», или вы приобрели их по собственной ошибке, или капли и микстуры перестали вас «радовать», или оказали не тот эффект, который вы предполагали, можете не тратить время на споры и просто отправить их в мусорную корзину.

А вот если они оказались просрочены, упаковка была повреждена или продукция оказалась поддельной, апеллируйте к статье 18 Закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая предусматривает возможность:

  • заменить его на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу.

ВАЖНО! Вам должны обменять товар и в случае, если он является доброкачественным, но фармацевт перепутал наименование товара, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства.

Что может быть основанием для возврата или обмена лекарственных препаратов и медицинских изделий? Таблетки, микстуры и прочие аптечные товары подлежат возврату или обмену, если они имеют следующие признаки:

  • истекший на момент продажи срок годности;
  • отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;
  • несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
  • отсутствие инструкции по применению препарата;
  • несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
  • наличие в упаковке брака - сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.

ВАЖНО! Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов, проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы. Требуйте проверки приборов в вашем присутствии, если это технически возможно.

Что делать, если вы уверены в своей правоте, а администрация аптеки упорствует?

В этом случае необходимо:

  • составить претензию в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой вернуть или заменить товар;
  • приложить к претензии само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей (если имеют место), гарантийный талон (при его наличии).

На одном из экземпляров претензии продавец, либо иное лицо, принявшее претензию, ставит свою подпись с указанием Ф.И.О. и должность, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Один экземпляр претензии остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу.

ВАЖНО! При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме, рекомендуем направить претензию почтой с уведомлением и описью вложения, что позволит в случае обращения в Управление Роспотребнадзора или суд подтвердить соблюдение претензионного порядка.