В детстве я был интернационалистом. И дело, думаю, даже не в советском воспитании. Мой одиннадцатилетний ребёнок и сейчас прекрасно дружит и с таджиками, и с татарами. Два года назад, не зная языка, он прекрасно находил его в играх с казахскими сверстниками в Монголии. На мой вопрос, как же он общался, был ответ: «Ну есть же глаза и выражение лица. Всё понятно!»
Вера в интернационализм рухнула во время прохождения службы в рядах Советской Армии. Да, дедовщина была позорным пятном на армейском мундире, она многим отбивала желание служить в армии. Но гораздо хуже было «землячество». Скажем, большой призыв пришел из Таджикистана и достаточно быстро таджики начинали "борзеть" и подчинять себе русских. Были даже понятия как "дикая дивизия" и попасть туда, скажем, москвичу было равносильно, что служить духом все два года. Южане не давали спуска.
На первом году службы призывники из Средней Азии типа ничего не понимают по-русски, в наряды и караулы их не поставишь, работу не поручишь, а после первого года службы им уже, видите ли - "не положено", причем говорят это практически без акцента.
Если был конфликт между дедами – русским и , например, узбеком, салага узбек обязательно «впрягался» за деда, хотя и знал, что огребётся потом.
Мой бывший однокурсник служил в ракетных войсках где-то под Красноярском. И вот к ним в часть с новым призывом поступает туркмен. Туркмен, отслуживший уже полтора года, начинает делать совершенно немыслимые с точки зрения солдатской этики вещи – чистит молодому сапоги, подшивает подворотнички, заправляет кровать
- Сапар, ты что делаешь? Ты же дед?
- Гы, я дед всего полгода здесь буду. А потом на родину вернусь. Я там из простых, а Байрам – князь.
Да-да, даже в советское время в Туркмении были князья и рабы.
Одной из причин развала Советского Союза и была разница менталитетов его граждан. Сложно было управлять туркменами и литовцами, эстонцами и узбеками. А ведь все должны были жить по одним законам. А жили по двум, вернее лавируя между ними – между советскими законами, и обычаями своих предков.