Прошедшие 5 лет доказали, что жанр стратегий еще рано хоронить — он определенно нашел свою аудиторию, а популяризация цифровой дистрибуции позволила наладить долговременную поддержку. Сердца фанатов завоевали самые разные проекты — как от крупных студий, так и от независимых, мы же выбрали 15 самых главных и спешим поделиться с вами.
В 2014 году мы уже подводили итоги пятилетия и тогда ситуация получалась безрадостной — на плаву держались такие гранды как Blizzard, Firaxis и Paradox, остальные лишь изредка выстреливали удачными проектами. Сильнее всего это проявилось в варгеймах — крупные проекты умерли, например, Microsoft закрыла Age of Empires, а Electronic Arts не знала, что делать с Command & Conquer.
За пять лет ситуация изменилась кардинально. Каждый год выходят достойные стратегии, от варгеймов до экономических, не говоря уже о том, как шикарно Microsoft перезапустила Age of Empires. Сейчас есть, из чего выбрать и составляя этот топ мы старались тщательно все взвесить. Впрочем, судите сами.
Cities: Skylines
В марте 2015 года Paradox выпустила градостроительный симулятор Cities: Skylines. Вряд ли тогда кто-то рассчитывал, что игра станет лучшей в градостроительной нише. Однако по итогу пяти лет хорошо видно, что это так и мы не преувеличиваем — во многом благодаря дополнительному контенту от разработчиков и моддеров.
Базовая версия игры удачно сочетала идеи своих менее успешных конкурентов: игрок начинает на небольшом пятачке и постепенно покупает все больше земли; планирует разные зоны; строения разделены на жилые, коммерческие и промышленные. Для развития нужно удовлетворять многочисленные требования жителей (еда и вода, электричество, безопасность, транспорт, стоки, экология, парки, развлечения и так далее).
В дальнейшем каждый аспект получил существенные улучшения: появились городские политики, продвинутые наука, промышленность, транспортные сети (как вам идея протянуть канатную дорогу над городом?) и возможность строить экологически чистые города. Не был забыт и технический аспект — в игру добавили динамическую погоду, смену времен года, создающую зимой трудности для муниципальных служб, разрушительные природные стихии, проверяющие город игрока на прочность.
Мало того игрок может украсить город косметическими предметами из наборов, полностью изменить ландшафт и задать природные особенности, например, точки появления воды на карте. Все это позволит построить город мечты с самой смелой планировкой — от Вавилона с висячими садами до радиального города покемонов.
StarCraft 2: Legacy of the Void
Популярность космоса усилилась в последние пять лет, в результате в нашем топе вы увидите много стратегий на эту тему, и StarCraft 2 — первая из них. Это не только единственный крупный и успешный варгейм прошедшей пятилетки, но и одна из ключевых игр всего десятилетия.
Студия Blizzard осталась верна собственной схеме построения игрового процесса: добыча нескольких ресурсов; управление многочисленными дешевыми рабочими; строительство и развитие базы; три очень разные расы с уникальными юнитами, улучшениями, ветками развития, тактиками защиты и нападения.
Сюжет Legacy of the Void построен на Wings of Liberty и Heart of the Swarm и завершил эпический рассказ о войне за выживание между терранами, зергами и протоссами (одни ролики чего только стоят!), однако знать предыдущие события необязательно — первая же заставка кратко введет в курс дел. События крутятся вокруг конфликта зергов и протоссов, желания одной стороны стереть галактику в пыль, а другой — спасти ее, пойдя на союз с врагом.
В отличие от прошлых игр дилогии, в триквеле была существенно доработана стратегическая составляющая. По ходу кампании придется выполнять не только сюжетные, но и дополнительные миссии с отличными бонусами к прохождению и состоянию отряда. Под условия каждой миссии нужно подстраиваться, меняя состав юнитов или их способности.
Legacy of the Void стала заключительной частью сиквела StarCraft, но на данный момент все выпущенные игры объединены под общим названием StarCraft 2 и продаются единым комплектом, предлагая три кампании, режим одиночной игры против компьютера, несколько кооперативных режимов и бесплатный соревновательный мультиплеер.
Игра понравится как ветеранам жанра, так и новичкам, ничего не слышавшим о варгеймах и стратегиях в реальном времени. Blizzard удачно сочетала низкий порог вхождения с возможностью масштабировать сложность до планки, которую могут осилить лишь самые лучшие игроки планеты.
Ashes of the Singularity: Escalation
Если вы не любите запоминать комбинации ради бешеного микро-менеджмента юнитов и отрядов, как это требуется в StarCraft, но обожаете стилистику высокотехнологичного будущего, в котором футуристичные юниты разрывают друг друга на части плазмаганами, лазерами и молниями, то обратите внимание на варгейм Ashes of the Singularity: Escalation.
Игра по всем параметрам напоминает классическую RTS с низким порогом вхождения, где игрок добывает ресурсы, строит базу и производит юниты, чем дальше — тем лучше. Однако детище Stardock выделяется своей масштабностью — огромные карты, сотни участвующих в бою юнитов, до 16 игроков на матч. Геймплей заточен на постоянное производство и перемалывание юнитов, потому развитию базы или глобальной прогрессии тут уделено не так много внимания.
Победа в Ashes of the Singularity зависит не столько от знания тактик или мощной экономики, сколько от умения прогрызть территорию противника, захватывать его ресурсы и подавлять его силы. Свою роль играет ландшафт карты — в узких местах проще организовать активную оборону, чем прорываться.
И хотя бои частенько напоминают месиво «стенка на стенку», глубина геймплея проявляется при наполнении армии разнообразными юнитами (их набор велик, хоть и сосредоточен на танках и авиации) в правильной пропорции, задании определенной тактики действий, которую отряды будут выполнять и правильного размещения сил во время боя.
Есть в Ashes of the Singularity и сюжетная кампания, в которой игроку надо защитить человечество от нашествия агрессивного искусственного интеллекта, а новая информация подается в ходе диалогов, CGI-роликов и сценок на движке, хотя игра больше заточена на одиночку против ИИ и мультиплеер. Ожидать уровня Blizzard в постановке не стоит, но тоже неплохо.
XCOM 2
XCOM 2 — это пошаговая тактика про войну секретного подразделения спецназа с инопланетными захватчиками и прямое продолжение успешного перезапуска XCOM: Enemy Unknown. При разработке второй части студия Firaxis пошла по проторенной дорожке — сиквел получился краше, больше, пафосней, а вот геймплей практически не изменился и почти полностью заимствовал Enemy Within.
На уровень прибывает отряд из 4-8 бойцов, которые должны выполнить задачу и ликвидировать всех мешающих этому врагов. Задания бывают разные, причем игрока нередко подгоняет какой-нибудь таймер. Поскольку игра пошаговая, у игрока достаточно времени на то, чтобы тщательно обдумать каждую боевую ситуацию и решить её в минимальное число ходов. Поможет в этом многочисленные разные классы бойцов, способности и умения, оружие и экипировка.
Стратегическая составляющая представлена базой, где проводятся исследования, открываются всё более мощные и крутые технологии, конструируются роботы-помощники, рекрутируются и прокачиваются солдаты. Как и в прошлой части, солдат можно модернизировать в киборгов или псиоников. Новшеством XCOM 2 стал улучшенный генератор уровней, сделавший миссии уникальными и не повторяющимися, а также существенно возросшая сложность — игрока постоянно держат в напряжении.
Сюжет XCOM 2 стартует через 20 лет после событий оригинала и почти полностью игнорирует события и финал прошлой части. Инопланетяне всё же оккупировали Землю, согнали население в города-лагеря и планируют выжать из человечества последние соки. Предателей в среде людей тоже достаточно. Их всех и предстоит
Благодаря высококачественной графике, красочным эффектам и переработанным анимациям бойцов игра напоминает камерный боевик — многие действия сопровождаются пролетом камеры, которая стремится выхватить самые сочные моменты. Зато в геймплейном плане XCOM 2 стала лучше только после выхода дополнительного контента от разработчиков, вроде War of the Chosen, и многочисленных модов. Поэтому советуем покупать самое полное издание — именно под него сделано большинство модов.
Stellaris
Первый опыт компании Paradox в создании космической глобальной 4X-стратегии в реальном времени оказался невероятно успешным. В отличие от конкурентов, вроде Galactic Civilizations или Endless Space, студия не стала заморачиваться с реалистичностью, а предложила весь тот фансервис, что накопился за более чем столетний период литературной и телевизионной научной и научно-популярной фантастики.
Хотите играть за разумных грибов, моллюсков, ксеноморфов или машин? Проще простого. Летать между системами на сверхсветовой скорости, при помощи чревоточен или Врат? Никаких проблем. Строить циклопические сооружения, вроде сферы Дайсона или экстрактора материи из черной дыры, колоссальные корабли? Пожалуйста. Исследовать странные артефакты в космосе и на планетах? Вперед. Заключать союзы с самыми разными существами во вселенной? Элементарно. Отправиться в другое измерение? Придется попотеть, но тоже возможно.
Каждая партия в Stellaris уникальна и не повторяется за счет продвинутого конструктора уровней. В главном меню игрок может выбрать из имеющихся или создать свою уникальную расу, задать форму правления, выбрать лидера, cгенерировать галактику по реалистичным лекалам и определить условия победы.
Игра начинается на стартовой планете, на которой геймеру нужно наладить добычу ресурсов (поделены на обычные и стратегические) и освоить развитие планеты. В дальнейшем ему предстоит вкладываться в науку, культуру, политику, экономику и армию за счет развития соответствующих добывающих предприятий и балансировать между развитием территорий, захватом соседних систем и колонизации обитаемых планет.
Важную роль играет население — чем его на планетах больше, тем выше выработка очков исследований и других ресурсов, однако нужно следить за довольством. Присутствует шесть вариантов победы на любой вкус — от влияния до завоевания; развитая система дипломатии с федерациями и союзами; формы правления со своими бонусами; неожиданные кризисы; галактический рынок.
За прошедшие с момента релиза 3,5 года Stellaris получила множество дополнений и обновлений, кардинально изменивших её. Были переработаны или заменены на новые целые системы во имя более качественного строительства галактической империи. Потому рекомендуем покупать игру со всеми DLC.