Статья о том, как преподается история в Российских школах, требовании пересмотра содержания учебников. Следует ли ждать каких-либо изменений...
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей,
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей...
"Крепость на гусеницах..."
Совсем недавно, в преддверии "Дня Победы", в очередной раз, был показан фильм «Несокрушимый». Этот фильм о том, как экипаж танка КВ-1 Красной армии, в одиночку, принял неравный бой с танковым полком гитлеровцев. В ходе сражения, советские танкисты уничтожили большое количество техники и живой силы противника. Затем, когда танк был подбит, экипаж, на поле боя, захватил немецкий танк и благополучно на нем вернулся в свое расположение.
История фантастическая, в это сложно поверить и многие зрители "списывают" невероятность происходящего на "Художественный вымысел" создателей фильма. Не все знают, что сюжет фильма — реальная история, с реальными героями, которые в решающий момент совершили подвиг, достойный легенды, а создатели фильма, даже несколько "приуменьшили" подвиг танкистов.
Настоящая история такова: Наши войска пытались сдержать натиск фашистов на южном участке фронта. Враг рвался к Сталинграду, 14-я и 22-я немецкие танковые дивизии охватили в кольцо 9-ю, 38-ю советские армии и часть 24-й. Отходила и 15-я танковая бригада. Для единственного уцелевшего, в подразделении, танка КВ-1 ("Клим Ворошилов") под командованием лейтенанта С.В. Коновалова, отступление закончилось 13 июля 1942 года. У машины отказала система подачи топлива. Танкистам был отдан приказ чинить танк и догонять своих. А если потребуется - дать бой врагу, чтобы 15-я бригада смогла выиграть время. Так и произошло. Не успел экипаж отремонтировать свой КВ-1, как показалась немецкая бронетехника.
Вступив в бой с "армадой", насчитывающей до 75 танков противника, используя выгодную позицию, экипаж танка уничтожил около 20 немецких танков, несколько бронемашин, несколько орудийных расчетов, несколько автомашин с живой силой противника. Всего уничтожено более 30 единиц техники врага. Шквальным огнем танк был подбит, получив при этом 18 прямых попаданий. Однако, командир танка вместе с двумя членами экипажа смог выбраться из горящей машины, прихватив с собой пулемет. Неделю они пробирались через тыл противника. На четвертые сутки захватили немецкий танк, уничтожив его экипаж. На трофейной машине пробились к своим, попутно раздавив еще несколько грузовиков с гитлеровцами… затем, ещё три месяца лейтенант Коновалов воевал на добытом у немцев «трофее», нарисовав на башне красную звезду!!!
Уникальный, единственный подобный случай в истории Великой Отечественной войны. О том, понравился ли фильм «Несокрушимый», о его содержании я провел беседы с обучающимися и взрослыми- всего около 100 человек. Большинство из опрошенных были уверены в том, что история вымышленная, ни один человек!!! не смог, даже приблизительно, сказать где разворачивались события. Тем удивительнее, что место подвига находится в 20 км. от родного поселка Тарасовский- в х. Нижнемитякин Тарасовского района!!! и об этом ни чего не слышали обучающиеся и взрослые, среди которых были педработники.
До недавнего времени место боя не было обозначено. И только в этом году обустроили место Подвига экипажа танка.
«Стоять насмерть!»
Через пол года, уже в ходе наступательной операции, в нескольких километрах от описанного выше боя, произошло еще одно сражение, Подвиг, вписанный в историю кровью. Отступая под ударами советских войск, гитлеровцы пытались организовать оборону на подступах к Донбассу. Особенно важное значение для врага на этом участке имел крупный железнодорожный узел Миллерово. Советские войска взяли город в полукольцо, но замкнуть его не могли. Немецкие войска прилагали все силы, чтобы удержать узкий коридор вдоль железной дороги, идущей на Ворошиловгра́д . Красной Армии нужно было перерезать эту важную для врага магистраль.
15 января 1943 года группа советских бойцов в количестве 13 человек во главе с командиром роты — лейтенантом И. С. Ликуновым, несмотря на пулемётный и миномётный огонь, а также численное превосходство противника, ворвалась, преодолев ледяной вал, на окраину железнодорожного посёлка Донской (ныне хутор Красновка Тарасовского района Ростовской области) и захватила три дома. Весь день советские воины удерживали эти хаты. Немцы несколько раз безуспешно бросали против группы до роты пехоты и танки, в результате чего они смогли поджечь дома. Несмотря на ранения и ожоги, гвардейцы сражались, пока не кончились боеприпасы. Затем бойцы попытались вырваться из окружения, вступили в рукопашный бой. Однако силы оказались неравны. В ожесточённом бою все бойцы погибли.
За годы Великой Отечественной войны высокого звания Героя Советского Союза удостоены 11 657 человек из них 3051 человек — посмертно. Подвиг 13 героев на х. Красновка- третий случай в истории Великой Отечественной войне, когда по результатам одного боя, герои, за совершенный подвиг, массово удостоены высокого звания, после 28 героев-Панфиловцев и 25 героев-Широнинцев.
Людей, знающих о подвиге 13 героев- значительно больше, чем знающих о подвиге экипажа танка КВ-1, но в основном они проживают в пределах Тарасовского района Ростовской области и за пределами Ростовской области мало кто знает о Подвиге гвардейцев, тем более о деталях боя и событиях, предшествующих ему.
Подвиг героев увековечен: благоустроено место захоронения, возведен Мемориальный комплекс, создан Мемориальный музей 13-ти Героев Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны Советский народ массово проявлял героизм, самопожертвование. Были битва за Москву, Сталинградская битва, оборона Бре́стской кре́пости, оборона Ленинграда, оборона Севастополя и многие, многие другие сражения, о которых следует знать и помнить. Помнить о 30 миллионах жизней, отданных за Победу. Конечно, после "ревизии" учебников истории, что-то изменится, тема ВОВ будет расширена но вряд ли описанные Подвиги найдут свое отражение в новых учебниках, ведь это пусть и уникальные случаи, но локальные, являющиеся частью больших сражений...
В настоящее время станция Красновка находится в запустении, железная дорога, несмотря на важное, стратегическое значение, давно не эксплуатируется, закрыта школа, об этом писал в одной из прошлых публикаций, все реже и реже встречаются посетители музея в т.ч. и из числа школьных коллективов... а ведь в Советские времена х. Красновка ежегодно становился местом проведения масштабных памятных мероприятий: из г. Миллерово прибывал агитпоезд, приезжали делегации из разных уголков области и страны, в мероприятиях принимали участие руководство области, руководители Тарасовского и соседних районов, родственники погибших, видные военачальники в т.ч. сам маршал А.И. Еременко.
В запустении находится и Мемориальный комплекс, расположенный в п.Тарасовский. Это раньше там проводились памятные мероприятия, собиравшие тысячи участников, а теперь стал местом "уединения" пар.
Работа, мероприятия, по увековечиванию памяти героев, событий, героев-земляков, поддержания в надлежащем состоянии мест захоронения, памятников, мемориалов, должна быть организована местными администрациями, в первую очередь- районными, образовательными организациями, учреждениями культуры в рамках организации воспитательной, патриотической работы. Должны организовывать, поощрять и контролировать посещение, в первую очередь обучающимися, музеев Великой Отечественной войны, проводить различные спортивные, культурно-массовые мероприятия, посвященные героям или событиям войны.
К сожалению, Администрации и управления образования, часто устраняются от проведения воспитательной работы, при этом, нередко "ответственные работники" сами дискредитируют органы власти, показывая пренебрежение к памяти павших. Когда место захоронения, где похоронены около 500 героев-освободителей поселка, превращают в "общественный туалет"(о чем была публикация),
или когда один из руководителей, во время памятного мероприятия, сумбурно "выдавливает" из себя "речь", в то время, как остальные на заднем плане "процессии" щелкают семечки и "травят" анекдоты,
когда один из руководителей района, который ранее становился фигурантом моих публикаций, организовал грандиозную "попойку" на мемориальном комплексе, с битьем пустых бутылок о мемориальные плиты.
И еще один пример "домовитости", экономности "ответственных работников"- на День Победы к месту захоронения возлагаются венки, а затем, через десяток минут убираются, чтобы возложить их к другому памятнику.
Таких примеров множество и такие чиновники не понимают мерзости своих поступков.
Почему же описанные и другие примеры героизма не освещаются в СМИ, не проводятся памятные мероприятия? Ведь все происходило или в соседнем населенном пункте, или на соседней улице, герои погибали, защищая конкретный дом или селение. Почему, о подвигах героев, не знают в учебных заведениях, расположенных в нескольких километрах от места события? Какие изменения следует внести в учебник истории, чтобы дети и взрослые знали, что ...на этом, конкретном месте произошел бой, ...погибли герои, защищавшие твой дом, ...а в этой братской могиле они захоронены... и ты, произносишь речь или возлагаешь цветы не для того, чтобы хорошо выглядеть на первой странице районной газеты, а отдаешь дань памяти и уважения подвигу павших.
В первую очередь, следует провести "ревизию" чиновничьих рядов, изменения внести в чиновничьи головы, тогда, может быть, что-то изменится.
Убежден, пока на местах не изменится отношение к истории и не только к истории Великой Отечественной войны, к патриотическому воспитанию, пока на чиновников не будет возложена персональная ответственность за эту работу, "ревизия" учебников истории не принесет ожидаемых результатов.