В мае этого года как-то незаметно прошло 130-летие со дня рождения одного из первых татарских композиторов. Его звали Султан Габяши (1891-1942). Он прожил всего 50 лет, но успел за это время заложить основы профессиональной татарской и башкирской музыки. Автор первых национальных опер, учитель многих известных музыкантов и композиторов. Например, в их числе Латиф Хамиди, Загид Хабибуллин, Сара Садыкова и другие. Но о самом Султане Габяши сегодня, наверное, вспоминают только редкие знатоки.
Из семьи муллы в музыканты?
Он родился в необычной семье, в татарской деревне Малый Сулабаш Казанского уезда той же губернии (совр. Высокогорский район РТ). С одной стороны, отец Хасан-Гата Габяши - мулла, религиозный деятель, впоследствии даже казый (судья) Оренбургского магометанского духовного собрания. С другой, он же - автор "Подробной истории тюркских народов". Наверное, лишь прогрессивными взглядами Хасан-Гаты казыя можно объяснить то, почему он все же разрешил своему сыну заниматься музыкой.
После переезда в Уфу Султан Габяши начал осваивать игру на фортепиано. К ним домой приходила преподавательница Нина Соколова и учила юного Султана музицированию и азам нотной грамоты. Педагог хотела даже отправить талантливого ученика продолжить обучение в консерватории.
«Но на это папаша мой не пошел и нельзя в этом его обвинять, – писал в своей автобиографии композитор. – Тогда среди татар не было принято обучаться музыке и становиться профессиональными музыкантами, потому что не было для этого ни поприща, ни спроса».
Поэтому Султан Габяши получил традиционное мусульманское образование сначала в различных медресе - казанской "Мухаммадии", уфимской "Усмании" и "Галие", а потом и более практичное - в Уфимском реальном училище.
Кстати, в те годы некоторые татарские родители отдавали своих сыновей вместо медресе именно в реальные и коммерческие училища. Они мечтали, что их дети легко преодолеют все вызовы новой эпохи научно-технического прогресса.
Юрист-композитор
Султан Габяши в 1915 году стал студентом юридического факультета Казанского университета. Однако тяга к музыке никуда не делась, как бы не наставлял его строгий родитель. Султан Габяши принимал активное участие в музыкальной и театральной жизни сначала Уфы, потом Казани, без него не проходили татарские литературно-музыкальные вечера. Там же звучали его песни, инструментальные композиции, сына муллы уже начали признавать как татарского композитора. Например, детский хор "Восточного клуба" исполняла его песню "Рокыя-гөлкәем" (кстати, музыкальное посвящение Рукие Кинзикеевой из Уфы), а солировала еще маленькая Сара Садыкова.
Совместно с ученым и литератором Гали Рахимом Султан Габяши создал самое известное музыкальное произведение начала ХХ века - романс "Кукушка" ("Кәкүк"). Первой исполнительницей стала Гайша Апанаева, собственно именно ей и были посвящены слова песни.
К сожалению, из-за репрессивных гонений стихи Гали Рахима были признаны неблагонадежными, и в 1930-е годы у мелодии "Кукушка" появились новые слова, уже авторства Ахмета Ерикея (кстати, родом из Башкортостана). Именно в этом варианте "Кукушка" известна широкому слушателю.
В 1917 году Султан Габяши написал музыку к сенсационному спектаклю революционного времени «Зулейха» по пьесе Гаяза Исхаки. Именно с этого времени, кстати, началась традиция музыкальных постановок в татарском театре. Кроме "Зулейхи" Султан Габяши занимался музыкальным оформлением и спектакля "Тагир и Зухра" по пьесе Фатхи Бурнаша (1918) и многих других театральных постановок.
Конечно, революционная эпоха для Султана Габяши не была связана лишь с музыкальным творчеством. Время было военным, армия нуждалась в солдатах и офицерах. Бывший студент юридического факультета тоже успел побывать в рядах царской армии в качестве прапорщика, а после создания национальных военных подразделений в Казани стал первым руководителем военного оркестра частей "Милли Шуро".
Первая татарская опера "Сания"
Первые годы советской власти и создание Татарской АССР для Султана Габяши открыли новые возможности для развития музыкального таланта. Он мог заниматься любимым делом: преподавал в Восточном музыкальном техникуме, руководил многоголосным хором. В числе учеников Султана Габяши были Сара Садыкова, Галия Кайбицкая, Мансур Музафаров, Латиф Хамиди, Загид Хабибуллин и многие другие.
Конечно, продолжал он работать как композитор. А в 1925 году в Казани была представлена первая татарская опера "Сания" (либретто Фатиха Амирхана). Премьеру приурочили к 5-летию Татреспублики. Это было грандиозное событие для национальной жизни. Партер был занят татарскими нэпманами и их нарядными супругами: ведь давали самую настоящую татарскую оперу!
Опера была плодом коллективного музыкального творчества - Султан Габяши, Газиз Альмухаметов, Василий Виноградов днями и ночами корпели над ариями и нотными листами будущей "Сании". И, конечно, автора слов Фатиха Амирхана. Ведь именно в его квартире на Большой Красной улице проходили многочасовые обсуждения будущей оперы, прослушивались музыкальные и вокальные эпизоды, корректировался текст либретто. А последний акт оперы дописывали вовсе в деревне Малый Сулабаш - на малой родине Султана Габяши.
В середине двадцатых годов, после успеха оперы «Сания», Султан Габяши и Гали Рахим задумали написать новое сочинение по мотивам восточного сказания «Буз егет». Однако по идеологическим причинам появление такой оперы оказалось невозможно. Гораздо актуальнее были другие сочинения. Например, "Марш к 10-летию Башкортостана" - первое в башкирское музыке произведение для духового оркестра. Долгие годы марш был своеобразным гимном республики.
Но и идея создания новой оперы не была оставлена. Руководитель Академцентра, писатель Галимджан Ибрагимов убедил композитора Султана Габяши обратиться к поэме «Эшче» («Рабочий») Мажита Гафури, где поднимались актуальные проблемы классовой борьбы национального пролетариата. Так в феврале 1930 года была представлена опера "Эшче". Музыку к нему писал тот же творческий коллектив: Султан Габяши, Газиз Альмухаметов и Василий Виноградов. Несмотря на идеологические рамки создатели сумели передать национальный колорит и традиции протяжных песен (озын кюй). Многим любителям классической музыка известна ария Нигмата из этой оперы.
Возвращение в Уфу и судьбоносная встреча
Кстати, между собой создатели опер решили, что "Сания" будет первой татарской оперой, а "Эшче" - первой башкирской. В те годы и в Татреспублике, и Башреспублике шло активное становление советской национальной культуры и не было особой разницы, кем этнически являлись её создатели. С 1931 года Газиз Альмухаметов окончательно перебрался в Уфу. В соседней республике крайне нуждались в национальных кадрах в сфере музыки. Поэтому вскоре Альмухаметов пригласил в БашАССР и композитора Габяши. Тем более, над сыном муллы в Казани уже сгущались тучи, в 1932 году арестовали его отца Хасан-Гату Габяши и отправили в Архангельскую область. Конечно, в такой ситуации страдали и дети репрессированных.
В Уфе в это время работал Башкирский техникум искусств, в 1930-е годы из него отделилось Уфимское музыкальное училище. Султан Габяши сразу окунулся в музыкальную жизнь соседней республики, занимался он и научной деятельностью - собирал музыкальный фольклор: башкирские и татарские песни. Кроме того, Султан Габяши стоял у стоял у истоков местного Союза композиторов.
Столица Башреспублики - Уфа была для него не чужим городом, ведь здесь прошло его дореволюционное отрочество и юность. Конечно, никак не ожидал Султан эфенде, что именно в Уфе встретит свою судьбу - будущую жену Фахрию.
Эта романтичная история началась еще до революции, в далеком Лаишевском уезде Казанской губернии, в деревне Кирби. С дочерью муллы из деревни Шапкино Тетюшского уезда (совр. Камско-Устьинский район) Фахрией сын казыя Султан познакомился у общих родственников в Кирби. Дело шло к свадьбе, но не было благословения родителей. Поэтому пути их разошлись. Однако они пронесли свою любовь сквозь долгие годы и неожиданная встреча в Уфе дала любящим сердцам Султана и Фахрие второй шанс. Дочь бывшего муллы была уже учительницей немецкого языка, однако политическая неблагонадежность из-за "неправильного" происхождения тоже преследовала её. Поэтому в те годы такие дети пытались "потеряться" в городах подальше от родных мест. Уже в зрелом возрасте Султан Габяши и Фахрие создали в Уфе семью, в 1941 году у них родился сын Рустем.
Жизнь вроде бы налаживалась. Но маховик репрессий давно уже гулял и по городу на Белой реке. Газиза Альмухаметова расстреляли в 1938 году. В том же году арестовали еще одного друга - композитора Антона Эйхенвальда. После освобождения Антон Александрович уже работал скромным научным работником и занимался музыкальным фольклором. Конечно, ни А.Эйхенвальд, ни С. Габяши не вспоминали о своей грандиозной идее середины 1930-х годов - балете "Сыңрау торна" на либретто Мухаметши Бурангулова.
По официальной версии первый башкирский балет с аналогичным названием был создан в 1941 г. (автор музыки Загир Исмагилов и Лев Степанов, либретто - Файзи Гаскарова). Однако в семейном архиве татарского композитора сохранились нотные наброски первого варианта этого балета, записанные его рукой. С припиской "Сыңрау торна"...
Учитель музыки в Бураевском районе
Премьера балета "Сынрау торна" состоялась в Уфе в 1944 году. К тому времени Султана Габяши уже не было в живых. Шла Великая Отечественная война, но борьба с "внутренними врагами" тоже продолжалась. Поэтому еще в 1941 году сына бывшего религиозного деятеля сослали на северо-запад Башреспублики, в татарскую деревню Чалкак (Челкаково) Бураевского района. Он там должен был работать учителем музыки. Однако жизнь в Челкаково оказалась недолгой, 8 января 1942 года композитор Султан Габяши умер от инфаркта. Похоронили его в той же деревне. В Чалкаке бережно хранят память о Султане Габяши, есть улица его имени.
Послесловие
Вдова композитора Фахрие вернулась с маленьким сыном Рустемом в Казань. После 1953 года тщетно пыталась она вернуть доброе имя супруга, а самое главное музыкальное наследие Султана Габяши. Именно она хранила его многочисленные нотные записи. Но бюрократы от музыки продолжали по инерции игнорировать имя композитора Габяши. На этом фоне Фахрие заболела и после тяжелой болезни скончалась в 1956 году. Оставшегося без средств к существованию, осиротевшего подростка Рустема поддержал первое время композитор Мансур Музафаров, ученик Султана Габяши. Впоследствии, Рустем Габяшев стал известным ученым-археологом.
В Казани именем Султана Габяши названа одна из неприметных улиц в Приволжском районе города. А об опере "Сания" и других музыкальных произведениях первого татарского композитора незаслуженно забыли... Такое часто бывает, особенно у татар.