Вот такая случилась коллизия. В минувшем году в Крыму выдано более 4200 автокредитов, из них 63% — в рамках государственных льготных программ «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль». Однако средний показатель субсидирования на льготные автомобили по данным программам на одного жителя России составляет 139 рублей, этот же показатель в Крыму — 96 рублей, что на 31% меньше. Почему?
Ответ на вопрос искали на заседании Комитета по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике. К дискуссии подключился глава крымского парламента Владимир Константинов. Проблема кроется в том, что в Крыму из-за санкций не работают представительства ряда крупнейших автомобильных брендов (ранее было 40 автомобильных дилеров, теперь — только 6). Кроме того, на материке реализуются специальные программы, которые предусматривают связку банков и официальных дилеров по автокредитованию россиян со ставками от 3 до 8%. В связи с тем, что такие банки на полуострове не представлены, данная опция для крымчан недоступна. При этом, если житель республики отправляется на материковую часть России с целью получить кредит, ему отказывают в связи с крымской пропиской. К тому же вышеуказанные программы сегодня перестали работать, поскольку Минпромторг России внёс изменения в условия участия в них банков, под которые не попадают банковские организации, представленные в республике.
По мнению главы комитета Ольги Виноградовой, решить проблему можно персонально для Крыма, такой случай уже был в 2018 году, когда Правительство РФ изменило для крымских банков условия, чтобы они могли разместить у себя счета фондов капитального ремонта. Отдельно парламентарий добавила, что в России есть специальные программы по льготному автокредитованию, как, например, для Дальнего Востока, которые позволяют получить скидку на автомобиль до 10% и до 25%, поэтому можно попытаться последовать и таким тенденциям.
Другим минусом сложившейся ситуации участники разговора назвали сокращение рабочих мест в связи с невозможностью развития отрасли: с уходом официальных дилеров из Крыма их число снизилось на 1,2 тысячи.
Учитывая среднестатистический показатель объёмов продаж автотранспорта на материке — 800 тысяч автомобилей в год, на каждого жителя страны приходится 0,012 автомобиля. Если говорить о Крыме с населением в 2,3 млн, то выходит: потенциал продажи автомобилей составляет около 27 тысяч в год, а в текущих условиях продаётся в три раза меньше. Дорогие кредиты и отсутствие помощи государства не позволяют жителям Крыма поддерживать стабильное обновление парка автомобилей, что, в свою очередь, тормозит развитие транспортной инфраструктуры региона.
В. Константинов убеждён: данная проблема приводит к тому, что из-за санкций крымчане оказались в неравных правах с остальными гражданами России, и властям региона нужно сделать всё возможное, чтобы исключить подобную несправедливость.
— У крымчан не должно быть ощущения, что они в чём-то ущемлены, — занял твёрдую позицию наш лидер. — Да, в республике до сих пор не открыты многие крупные банки Российской Федерации, но это не значит, что нужно бездействовать. Считаю необходимым обратиться во все профильные ведомства и организации, чтобы решить вопрос положительно и подчеркнуть, что крымчане такие же граждане страны, как и все россияне.
По итогам дискуссии комитету поручено подготовить проект обращения Государственного Совета РК к Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу принятия специальных адресных мер, направленных на поддержание и стимулирование автомобильного рынка на полуострове.
В апреле бюджетный комитет совместно с профильными ведомствами провёл анкетирование руководителей предприятий сферы торговли и услуг Крыма.
— Один из вопросов касался наличия интернет-магазинов, — пояснила О. Виноградова. — Только 24% респондентов заявили, что у них имеется интернет-магазин или страница в сети Интернет. Второй — использования системы быстрых платежей (одного из важнейших инфраструктурных проектов национального значения, направленного на содействие конкуренции, повышение качества платёжных услуг, расширение финансовой доступности и снижение стоимости платежей для населения). Так, 83% опрошенных знают о принципах её работы, использовать планируют 55%.
Комитет также интересовал вопрос относительно сбоев в работе клиентских сервисов и случаев мошенничества, которые были направлены на хищение денег посредством электронных сервисов. «Порядка 27% респондентов заявили, что в этот период сталкивались со случаями мошенничества, 73% — нет. В свою очередь, проблемы в работе сервисов были у 38% опрошенных, при этом 13% отмечают, что сталкиваются с этим часто, 25% — редко, 62% — не сталкивались», — уточнила О. Виноградова, добавив, что две трети анкетированных считают стоимость некоторых банковских услуг завышенной.
В комитете прогнозируют значительный переток клиентов в систему быстрых платежей, поскольку перевод от физического лица физическому лицу по номеру телефона — более привлекательный, к тому же, если объём переводов не превышает сто тысяч рублей, эта услуга бесплатна.
Подводя итог выступлению, она подчеркнула, что в 12% случаев затраты на банковское обслуживание превышают сумму уплаченных налогов, а общая стоимость уплаченных налогов и банковских услуг по отношению к обороту предприятия оценивается респондентами в менее чем 10%.
«Ранее Госсовет обращался к Центральному банку с просьбой рассмотреть возможность ограничения размера стоимости эквайринга до 1%, однако предложение не было поддержано. Теперь, обладая более точными данными, считаем целесообразным доработать обращение в части оплаты данного тарифа для туристического сектора. Рекреационная сфера полностью уходит в безналичные платежи, так как это очень удобно, многие туристические предприятия работают в рамках упрощённой системы налогообложения. С учётом этого 1,8% эквайринга как базовая ставка для туристического сегмента довольно высокая, поэтому предлагаем в рамках национального проекта по туризму рассмотреть возможность снижения максимального размера тарифа для них до 1%», — заключила О. Виноградова, добавив, что «в документ также будет включён вопрос понижения стоимости данной банковской услуги и для крупных крымских оптово-розничных сетей, чтобы приравнять их к условиям ведения аналогичного бизнеса на материковой части России».
С. УСТИНОВА
По материалам пресс-службы ГС РК