Почему одни цвета нам нравятся, а другие отталкивают? Почему мы так ревностно относимся к разным оттенкам? С возрастом мир для людей блекнет, может, именно поэтому мы пытаемся в свое время насытиться яркостью и красотой.
Каждый год маркетинговые агентства проводят исследования, цель которых – установить логику цветовых предпочтений человека. БОльшую роль играет культурный контекст и предшествующий опыт. Однако о существовании абсолютно «хорошего» или «плохого» цвета не может быть и речи. Все симпатии и антипатии субъективны.
Любимый цвет
У людей всей планеты есть фаворит – синий цвет. Причин тому несколько. Одна из них –экологическое восприятие синего как неба и водной глади. Конечно, на отношение к цвету будет влиять личный опыт: если с ним связаны нехорошие воспоминания или даже травматизация – вряд ли он станет любимым.
Но замечаете ли вы, что выбор цвета во многом зависит и от типа объекта. Так, машины кажутся людям наиболее красивыми и статусными – в черном, а коричневый, в отличие от красного, например, чаще других выбирают для ковровых покрытий или мягкой мебели.
Яркие цвета могут пойти на пользу интерьеру, особенно, если речь о дизайне рабочего пространства. Такие акценты помогают людям дольше сохранять активность и работоспособность. Тот же самый синий, но в более насыщенном варианте, часто выбирают для оформления ночных клубов.
Красный эксперимент
«В комнате с красными стенами время замедляется», – говорит известный нейробиолог Бо Лотто.
Дело было так: людей разделили на две группы и отправили в разные комнаты. В одной стены были синими, в другой – красными. Участникам нужно было определить, когда пройдет одна минута. Как оказалось, в комнате с синими стенами минута длилась на одиннадцать секунд меньше, а это потрясающе много.
Женщины Vs. мужчины
Экспериментально доказано, что женщины действительно более чувствительны к оттенкам, чем мужчины. Особенно это касается телесного спектра оттенков. Возможно, разница в восприятии связана с тем, что мозг мужчины и женщины эволюционировал по-разному: мужчине нужно было видеть далеко вперед и мгновенно реагировать, а женщине-собирательнице важнее было долго и кропотливо выбирать плоды.
Исходя из этой же теории, функция женщины заключалась в том, чтобы следить за домом и детьми. Соответственно, у нее лучше развито периферийное зрение, и она лучше видит оттенки желто-оранжево-красных оттенков.
Зачем нужны исследования?
Сейчас мы учимся управлять цветом. Этот навык помогает создавать комфортную социальную среду. Это и выбор интерьера в зависимости аудитории, и ориентированность на потребности клиента.
Современные урбанисты мечтают сделать города цельными произведениями с точки зрения цвета. В замкнутом пусть и большом пространстве все воспринимается не изолированно друг от друга, а в комплексе. Они стремятся подходить к колористике с научной точки зрения.
Оригинал статьи находится здесь.