Выполнение домашних заданий – это неотъемлемая часть учебного процесса, которая позволяет повторить пройденный материал и закрепить свои знания на практике. Но далеко не всегда школьник может сам справиться с «домашкой», и тогда он обращается за помощью к родителям. Нужно ли взрослым помогать своим детям с уроками или же стоит с детства приучать их к самостоятельности?
Нужно ли помогать ребенку с уроками
Материал, который изучается в начальных классах, обычно не кажется родителям слишком сложным, но именно в первые годы учебы в школе у малышей чаще всего возникают трудности с его освоением. Кому-то из ребят сложно решать задачи и примеры по математике, а кто-то медленно читает или часто допускает орфографические ошибки. Некоторые дети не могут сосредоточиться и постоянно отвлекаются от уроков, если за ними не следит кто-то из взрослых. В любом случае, когда ребенок не может сам справиться с домашними заданиями, в этом ему приходится помогать родителям.
Однако, далеко не всегда такая помощь действительно необходима. Иногда ребенку просто не хочется самому выполнять задание, и он начинает хитрить – просит родителей помочь в том, что легко можно сделать и самому. Если потакать лени и нежеланию учиться, то школьник не станет самостоятельнее, что плохо отразится на его успеваемости в дальнейшем. Помогать ребенку можно и даже нужно, особенно если он учится в начальной школе, но нельзя делать всю работу за него. Важно сформировать ответственное отношение к выполнению уроков, и прививать нужные качества лучше уже с первых лет обучения в школе.
Приучаем делать уроки самостоятельно
Даже самые самостоятельные дети далеко не сразу начинают выполнять домашние задания без помощи взрослых. Приучать к этому нужно поэтапно:
● 1 класс. В первые годы учебы помощь родителей необходима, так как ребятам еще сложно усваивать материал и справляться с заданиями без посторонней помощи. Именно сейчас важно уделить пристальное внимание адаптации школьника к учебному процессу. На этом этапе примерно половину всех домашних заданий отчасти выполняют сами родители, так как именно им приходится объяснять ребенку материал, учить его справляться с теми или иными упражнениями.
● 2-3 класс. Второй-третий год обучения в школе – самое время начать проявлять самостоятельность. К этому времени у родителей уже сформировано представление о том, с какими заданиями ребенок может справиться без их помощи. Выполнение таких упражнений и нужно делегировать самому ребенку, все еще помогая ему с теми предметами, которые даются сложнее.
● 3-4 класс. Начиная с 9-10 лет, ребята уже большую часть заданий должны выполнять самостоятельно, обращаясь к родителям только в тех случаях, когда им что-то непонятно. Взрослым же остается помогать, когда это требуется, следить за успеваемостью ребенка и качеством выполнения домашних работ.
Важно объяснить ребенку, что нужно самому делать уроки, но обращаться за помощью, если он не справляется с заданием или не понимает какую-либо тему. Самостоятельность и поддержка со стороны родителей помогут ему добиться успехов в учебе.