Найти в Дзене
Время Романовых

Чукотская война. Самая неизвестная война в Российской истории.

Думаю, для многие, кто сейчас открыл эту статью, сам термин «чукотская война» покажется незнакомым. Лично я не смогла вспомнить что-то о ней по урокам истории в школе. Да и в остальном речь о данных боевых действиях почти не идет. А ведь чукотская война - это целая серия сражений, которые велись со значительными перерывами на протяжении аж полувека в середине 18 столетия. Хотя тогда это так не называлось, определение «чукотская война» в историографии закрепилось с 1990-х годов. А теперь, когда в вас разожглось некое любопытство, стоит ответить на два главных вопроса: что же это были за сражения и кто из них вышел победителем?

Российское государство непрерывно расширялось с того момента, как освободилось от Ордынского ига. Пока другие государства переставали откусывать куски территорий друг от друга и постепенно занимались освоением (и порабощением) колониальных участков, Россия двигалась все дальше на Восток, присоединяя все новые земли и целые народности. Зачастую проходило это совсем не просто. Одним из таких эпизодов и стала Чукотская война.

Первый задокументированный контакт русских с чукчами произошёл ещё в 1642 году на реке Алазее. Тогда енисейский казак Дмитрий Зырян потребовал выплатить ясак, на что северный народ ответил категоричным отказом. Произошло первое столкновение, в котором среди прочих участвовал мореплаватель Семен Дежнев.

Дальше народы ещё не раз пересекались во время активного освоения Колымы. Русские первооткрыватели прекрасно знали о тех сокровищах, что таит в себе Чукотская земля.

В 18 веке целью России было вхожде­ние Чукотки в состав империи. Россия опасалась, что данные территории могут занять другие европейские державы — например, Франция, которая к тому времени обладала обширными владениями в Северной Америке и была нацелена на освоение и этого региона. Зачем нужна была Чукотка, объяснить не трудно - территория обладала колоссальными запасами ценной пушнины и развитым рыбным помыслом. Это не говоря о человеческом ресурсе, который всегда можно было задействовать в случае войны, а в мирное время - собирать ясак, то есть налог в натуральном эквиваленте. Плюс завоевание непокорного «аборигенского» народа (хотя не могу не заметить, что народов на самом деле там было довольно много) повышало престиж и мировой статус Российской державы.

В 17-18 веках основная масса чукотского населения была кочевниками-оленеводами. Эта профессия была, пожалуй, самой почетной в регионе. Те, кто по каким-либо причинам теряли свои стада, становились оседлыми жителями на побережье океана, перенимая культуру приморских эскимосов. Оленеводы имели свой цикл кочевания, от которого зависело и время военных действий против тех или иных врагов. Так что жителей Чукотки нельзя было назвать просто фермерами, они прекрасно умели постоять за себя и обладали завидными военными способностями. В дальнейшем ещё возникнет вопрос, кто из противников подготовлен лучше - русская регулярная армия или чукотские кочевники?

Хоть мы и называем описываемые события войной, на самом деле это были разрозненные очаги сопротивления, не имевшие общего центра управления или конкретного плана. Формальные хронологические рамки  — 1727–1778 годы, но это лишь обострение давнего русско-чукотского конфликта, который начался еще в середине 17 века, когда пошла борьба за территории. Прямые кровавые столкновения были лишь делом времени, потому что ни одна сторона не могла и не хотела сдаваться.

После первого столкновения в течение 85 лет в районе Нижней Колымы и бассейна Анадыря периодически возникали стычки между чукчами и казаками, на чьей стороне также выступали сибирские союзники. Сохра­нились сведения, что некоторые чукчи (прежде всего оседлые) соглашались платить ясак, но в большинстве случаев кочевники-оленеводы оказывали русским яростное сопротивление, пытаясь отстоять свою независимость.

-2

В итоге с конца 1720-х годов Российская империя стала пытаться насильно подчинить себе неподвластные территории. Возможно, так бы и продолжались периодические стычки, но поводом для окончательного решения вопроса послужили зимние набеги чукчей на российских поддан­ных — коряков — с целью захвата оленей. Тогда российская сторона приняла решение или завоевать непокорные народы или согнать их с насиженной территории. Конечно, коренные жители ни на один из таких вариантов согласны не были, отчего бились до последнего.

Основные события начались с сухопутной экспедиции Шестакова и Павлуцкого  в 1727–1732 годах. Они прибыли на эти земли с 400 солдатами по императорскому указу для «для отыскания новых землиц и призыва в подданство немирных иноземцев». К слову, все население Чукотки тогда не превышало 10 тысяч человек, а боеспособных мужчин среди них было и вовсе порядка 2 тысяч. Так что отряд даже в 400 хорошо обученных военных мог с лёгкостью подавить возникавшие очаги сопротивления. Почти в начале экспедиции ее руководители переругались между собой и вся поездка оказалась под угрозой срыва. Немалая часть участников даже успела подраться между собой. Но при этом по пути следования они успели сжечь и фактически стереть с лица несколько корякских селений, считая это актом усмирения. Находящийся не в лучшем состоянии российский отряд во главе с Шестаковым был разбит чукчами и половина его участников оказалась заколота копьями. Вторая половина долгое время, целых 17 лет, совершала карательные отряды против местных жителей, пока не был убит Павлуцкий.

О его смерти, кстати, ходят отдельные легенды. По одной из них, после побега изменников из российского отряда чукчи долго не могли убить Павлуцкого, потому что он носил панцирь. Они стреляли в него из луков и кололи копьями, но не могли ранить. Только обступив его, смогли запутать ремнями, уронить на землю и заколоть под самым подбородком. В других источниках говорится, что Павлуцкий, поваленный на землю, сам открыл железный нагрудник, после чего был заколот копьем. Существует также предание о том, что чукчи отрезали майору голову и хранили ее как реликвию. В свою очередь, жители Нижнеколымска были убеждены, что враги разрезали тело майора на куски и засушили их на память.

Русские войска вели активное наступление и в 1742–1752 го­дах, но уже с 1756 года начался процесс мирных переговоров, который завер­шился в 1778 году подписанием соответствующего договора между офицером Тимофеем Шмалевым и главным чукотским тойоном (вождем) Амулятом Хергынтовым и тойоном Северного Ледовитого моря Аеткимом Чымкычыном с обязательством последних платить ясак.

-3

Почему же чукотские народы не стали легкой добычей и на протяжении полувека оказывали сопротивление?

Вооружение их явно было не из лучших. До 19 века у чукчей было только холодное оружие: сложносоставные луки, стрелы, копья и три вида ножей. Они использовали пластинчатые доспехи из кости, рога, шлемы, наручи и поножи. Еще чукчи носили эскимосские «крылатые» кожаные ленточные доспехи.

Тактика боя была тоже достаточно простой: выстрелив из луков, чукчи переходили в рукопашную, используя копья. У русских же в то время уже было огнестрельное оружие. Да и холодное оружие, которое нередко использовали казаки, было разнообразнее: сабли, шпаги, топоры, саадаки с луком и стрелами, ножи. Характерной особенностью служилых Восточной Сибири были кольчуги и шлемы — защитное вооружение, к тому времени уже вышедшее из употребления в европейской части России.

Русские, входя в какой-то населенный пункт, старались взять в заложники детей и других родственников чукотских вождей, чтобы увести их подальше и пытаться диктовать свои условия. Однако чукотские вожди предпочитали лишиться семьи, но ни за что не сдавались. Поначалу это повергало русских в шок. Чукотские женщины тоже были не так просты: они умели сражаться во многом не хуже мужчин и перерезали друг другу горла, если понимали, что скоро попадут в плен. А если такое все же происходило, то предпочитали умереть от голода, но не говорили ни слова врагу. Как потом оказалось, чукчи довольно легко относились к смерти, не видели в ней ничего страшного, гораздо хуже было поражение.

Ведя преимущест­венно кочевой образ жизни, чукчи также могли в любой момент отступить в другое место и стать недоступными для врага. Зная местность с раннего детства, они легко терялись и появлялись вновь в самых неожиданных местах. При этом от прямого удара чукчи никогда не уклонялись: принимали пулю или выпад ножом, не двигаясь с места. Также они никогда не нападали ночью, не преследовали соперника и считали, что если ты хоть немного отступил, значит битва тобой уже проиграна.

Между боями русские и чукчи находились в состоянии холодной войны: любая случайная встреча могла перерасти в жестокую стычку. А в 1734 году русские отпустили пленного чукчу в одежде, которая была инфицирована оспой, в результате на территории неприятеля в течение двух лет свирепствовала эпидемия.

Чукчи тоже нападали на российские остроги. Они уводили или убивали скот, поджигали селения, разбивали перемещавшиеся отряды, устраивали засады и убивали постовых. Чукчи были отличными партизанами, догнать которых было практически невозможно. Они отлично успели изучить тактику русских, поэтому при ближних боях выманивали их из крепости, вынуждали сделать выстрелы из ружей, и, не давая перезарядить их, бросились в рукопашную. 

По подсчётам, за годы военных действий с чукчами на содержание армии и основанных русскими поселений ушло около 1,4 миллиона рублей. Сумма фантастическая. Получить же за то же время благодаря собираемому ясаку и прочим доходам удалость только 29 тысяч рублей. Продолжать активное наступление было для России не выгодно, да и чукчи сдаваться явно не собирались. Поэтому было принято решение договариваться, идя на уступки.

Итогом всей чукотской войны стало присоединение Чукотки к Российской империи, но на особых условиях. После подписания договора вышел именной указ императрицы Екатерины II, согласно которому чукчи принимались в россий­ское подданство, но при этом освобождались от уплаты ясака сроком на десять лет официально по причине эпидемии и оленьего падежа. Чукотским старшинам были пере­даны имперские гербы для установки на приметных местах побережья, кото­рые показывали принадлежность данной территории России. Под влия­нием тойонов, договорившихся о российском подданстве, прочие чукчи постепенно тоже стали придерживаться указанных соглашений.

После заключения мира последовало официальное разрешение торговли с чукчами. Чукчи крайне нуждались в табаке и металлических изделиях, а со своей стороны они могли предложить пушнину, моржовую кость и китовый ус. Уже с 1781 года начала функциони­ровать так называемая Чукотская ярмарка. Основным же местом ежегодной встречи русских и чукчей стала река Ангарка — приток Большого Анюя, где с 1788 года велась торговля.