Она существовала всегда, но во время пандемии у её сторонников приумножился потенциал нанести серьезный вред.
Взрыв дезинформации о COVID стал определяющим аспектом пандемии. Параллельно с вирусом мир накрыло то, что Всемирная организация здравоохранения назвала инфодемией. При том, что само явление широко известно, роль так называемых «экспертов» в муссировании опасных выдумок обсуждается гораздо реже. С самого начала кризиса обескураживающее число высококвалифицированных ученых и врачей распространяли ложь в социальных сетях, возводя себя до статуса гуру, чтобы придать пустым и опасным заявлениям видимость научной обоснованности. И все эти надуманные заявления, подобно самому вирусу, бесконтрольно распространились.
Например, в марте прошлого года терапевт Томас Коуэн упорно заявлял, что COVID-19 вызван радиочастотами 5G. Хотя утверждение было лишено доказательств и физически невозможно, это не оказалось препятствием для широкого признания, спровоцировав в одной только Великобритании по меньшей мере 87 поджогов вышек сотовой связи 5G. Претендующий на документальность фильм Пландемия (“Plandemic”) с участием доктора философии, вирусолога Джуди Миковиц набрал миллионы просмотров своим центральным тезисом, гласящим, что коронавирус - это спланированная мистификация. Даже лауреаты Нобелевской премии по медицине заслуживают порицания: заявление Люка Монтанье о том, что COVID, вероятно, был искусственно создан, принесло ему как восторженное одобрение сторонников теории заговора, так и враждебное отношение коллег по науке, которые опровергли это предположение как абсолютно ложное.
Неэффективные методы лечения, начиная от гидроксихлорохина и ивермектина до витамина D, и альтернативной медицины расцвели буйным цветом с легкой руки целого ряда жуликов-врачей и мошенников-исследователей. Даже сейчас, когда вклад вакцинации в спасение жизней начинает ощущаться по всему миру, возникла новая когорта впечатляюще квалифицированных противников, распространяющих ложную информацию об иммунизации. Яркий тому пример - претенциозно названный «Всемирный альянс врачей», который может похвастаться среди своих членов терапевтом Верноном Колеманом, активистом-антипрививочником, автором книги, заявляющей, что COVID - это обман и Долорес Кэхилл, некогда уважаемой ирландской ученой, чьи прокламации о теории заговора скрепили протесты против карантина и распространение дезинформации, отрицающей COVID, по всей Европе.
В ловко состряпанных видеороликах, которые без устали смакуются в Интернете, этих маргинальных ученых превозносят как экспертов, не боящихся говорить правду властям. Но крайне важно отметить, что эти личности, несмотря на все свои полномочия, плетут сюжет, полностью расходящийся с реальностью, и без труда опровергаемый органами общественного здравоохранения по всему миру. Такие псевдонаучные утверждения в духе теории заговора - типичный пример давления своим авторитетом в расчете на то, что люди воспримут мнение, не подкрепленное научными данными, как подтверждение от эксперта. Научные заявления обретают авторитет не из-за своего «благородного происхождения» от учёных, но весомостью стоящих за ними доказательств. Лженаука, напротив, имеет тенденцию сосредотачиваться на мнимых гуру, а не на согласованном мнении. Единственный авторитет, к которому ученый может действительно взывать, - это продуманный, обусловленный точным представлением доказательной базы. Если же учёные принимают мнение маргинальной науки и отбрасывают принципы научного скептицизма, то их звания, образование и престиж абсолютно ничего не значат.
Если бы все эти утверждения были просто пустышками, это уже само по себе плохо. Но они вдобавок исключительно разрушительны для общественного понимания. Ученые и врачи пользуются в обществе чрезвычайным доверием, и научно обоснованное одобрение является наимощнейшим. Этим доверием и злоупотребляют маргинальные деятели, подменяющие научную достоверность званием. Всё на первый взгляд выглядит настолько убедительно, что то, что эти видео исходят от сторонников теории заговора, уже не имеет значения. Характерная аура «науки», созданная предполагаемыми экспертами, позволяет этим видео метастазировать в обществе далеко за пределами своего одиозного происхождения. Что, в свою очередь, бросает тень сомнения на рекомендации органов общественного здравоохранения, искажая общественное понимание, преподнося отъявленную ложь в украденном облачении науки.
Рост числа псевдоэкспертов, возможно, является симптомом того, как изменился доступ к информации. Теперь, когда мы сами себе кураторы СМИ, традиционные контроль и проверка фактов, без которых не мыслились когда-то большинство репортажей, всё больше идут побоку. Это, в свою очередь, сделало нас более поляризованными и уменьшило нашу способность отличать факты от мнений. Мотивированное рассуждение - наша человеческая предвзятость в выборе аргументов так, чтобы они подтверждали то, что нам хотелось бы, чтобы было правдой, безусловно, играет роль. Неудобства, связанные с COVID многоразличны; неудивительно, что ученых-маргиналов неизбежно привлекают в качестве источников те, кто категорически против изоляции, масок и вакцинации. Даже если мы идеологически не предрасположены к таким позициям, эти утверждения подрывают общественное понимание, размывая представления о научном консенсусе, коллективно подталкивая нас к страху и недоверию.
Горькая ирония в том, что эти маргиналы превращают в оружие доверие общества к науке, чрезмерно расширяя свою возможность причинить серьезный вред. Чтобы её ослабить, нам необходимо помнить о важном различии между «наукой» и «учеными». Отдельные ученые далеко не безупречны; они могут быть обмануты незаметными ошибками, увлечься ложными выводами или даже стать настолько идеологически приверженными какому-то предубеждению, что станут подгонять под него факты. Их мотивы - самые человеческие: их можно соблазнить деньгами, дурной славой или восхищением. Наука же, напротив, представляет собой системный метод исследования, при котором позиции формируются на совокупности доказательств. Критически важно, чтобы для того, чтобы называться «научными» идеи должны быть проверяемыми, и те, которые не выдерживают беспристрастного исследования, естественным образом отсеиваются.
При всех своих званиях, маргинальные ученые не придерживаются этого основного научного принципа, поскольку они едины в своей готовности принять теорию заговора, когда их утверждения опровергаются. Недостаток доказательств для обоснования их позиции отбрасывается с легкостью как ширма всеми, от ВОЗ до медицинской системы в целом. Однако их наигранное возмущение звучит достаточно громко и неистово, чтобы отвлечь от неоспоримой реальности того, что их позиции рушатся под весом научных доказательств. Это предосудительное с научной точки зрения и поразительно безответственное поведение.
Совершенно понятно, что многие сбиты с толку и обеспокоены громкими заявлениями маргиналов, но ответственность доказывать всегда лежит на тех, кто делает громкие заявления. История науки и медицины изобилует спесью надменных и заблудших, и учёное звание само по себе не защищает от ошибок. Только доказательства на самом деле имеют значение. При встрече с маргинальными заявлениями у нас в голове должен всегда звучать девиз Королевского общества: «Nullius in verba» - “Не верить на слово”.
Источник: https://med-prosvet.az/ru/blog/918