Еще раз повторюсь - мы не пишем на канале "про кино" и данная статья не рецензия. Наш канал военно-исторический и тема кино тут обсуждается как элемент военно-патриотического воспитания, пропаганды и контрпропаганды.
Последние два направления нельзя рассматривать безотносительно к "целевой аудитории", это все же инструмент достижения результата, а не самовыражения "художника" за бюджетные бабки (или за спонсорские).
Мы, рожденные в СССР, уже для обработки мало подходим, т.к. успели повидать и поздний догорбачевский социализм и ранний дикий капитализм 90-х с Лёней Голубковым и прочими чудесами приватизации, да и образование советское сохраняет мозг от враждебного влияния. Родившиеся в 90-е в массе своей тоже уже коррекции не подлежат, что выросло, то выросло, ценности сформированы. Но растут новые граждане. Вот им сознание и прошивается сразу - что победили "вопреки", а немцы были "просто честные солдаты" и все в этом роде. Молодежная и подростковая аудитория не только определяет кассовые сборы, но и является главной целью явных и неявных усилий пропагандистов. Поэтому и фильмы, идущие в прокат по тематике ВОВ, делают под запросы зрителя в возрасте от 12 до 25. И хорошие и плохие. И по этим фильмам легко понять, какое будущее пытаются сформировать заказчики и спонсоры.
Но мы сегодня про плохие не будем говорить, поговорим про "можно смотреть с оговорками". Чтобы не вызывать отторжение у молодежи, чтобы в душу им хоть иногда проникало сопереживание страданиям героев, чтобы гордость за свою страну формировалась вместо клише про "эту Рашку", персонажи современных военных фильмов делаются не вполне достоверными в историческом плане и как бы похожими на теперешних. Этот аспект часто режет глаза людям старшего поколения, привыкшим видеть на экранах не переодетых в военную форму рэперов, а типажи Быкова или Ланового.
Реальные, живые фронтовики с действительно героическими биографиями наполняли кино советское подлинными образами, которые современные актеры просто не могут создать.
Но жизнь идет и все меняется. Так что коллектив канала ПРИВЕТСТВУЕТ появление к/ф "Подольские курсанты" - хотя бы за то, что в нем НЕТ тупых и злобных особистов, карьеристов-политруков и пьяниц-генералов в обнимку с медсёстрами. Имела место в целом успешная попытка снять зрелищное кино для молодого поколения с правильным идеологическим наполнением. Да, присутствует уже слишком опереточный немец с удочкой и рюмочкой в двух шагах от переднего края. Да, вызывают вопросы стоящие тесными рядами ( как "Газели" на стоянке возле "Ашана") немецкие боевые машины и идущие в парадном строю в атаку танки, а также прочие чудеса того же плана.
Но все же съемочная группа попыталась соблюсти некое подобие исторической достоверности, для чего к работе над фильмом привлекался внушительный список музеев, так что бронетехника и орудия в первом приближении на себя похожи, а местами и вполне достоверны.
Внес свой вклад и универсальный актер российского кино С. Безруков с автоматом Томпсона (вполне, кстати, могло такое быть - подобные машинки были в СССР еще в 20-х без всякого ленд-лиза, вот только модификация вызывает сомнения, похоже на М1928А1, впрочем, могу ошибаться). Почему-то сей факт некоторых раздражает, вот мол и тут Безруков... Ну, на мой взгляд вполне адекватный образ и прототип реальный, желания копаться в деталях и выискивать недостатки он не вызывает.
Главное же, фильм дает целевой аудитории установку в целом правильную - в той войне сражались и побеждали вот такие же как вы, молодые, мечтавшие любить, радоваться жизни, разного темперамента, разных национальностей. Нет никаких былинных богатырей из тайги с топором, героев-одиночек, переломивших ход войны вопреки общей тупости "красных" и увернувшись от злобных лап "кровавого НКВД". В конечном счете, разумная грань между художественным преувеличением и исторической достоверностью и определяет возможность просмотра "фильма про войну" для человека, более менее разбирающегося в истории, хотя бы в пределах школьной программы. В фильме "Подольские курсанты" такая граница, на наш взгляд, присутствует, работа проделана большая, похоже, что строили на местности в масштабе один к одному все декорации, что само по себе вызывает уважение. Некоторые натяжки и ляпы в целом фильм особо не портят, особенно на фоне других "шедевров". Это уже именно "кино", а не комикс в стиле "300 спартанцев" на тему ВОВ, как упомянутый уже на канале "Топор".
Впрочем, о вкусах не спорят. Кому-то понравится, кому-то - нет. Но фильм нельзя назвать уже "антисоветским пасквилем", что по нынешним временам совсем неплохо.