Обыкновенный ёж – на первый взгляд милейшее животное, образ которого закреплён у нас ещё с детства. Именно в детских сказках и мультфильмах он представлялся нам тихим, усердным тружеником, несущем на своей игольчатой спине урожай из грибов и яблок.
Но стоит нам отойти от детских сказок, и со страниц энциклопедий на нас уже смотрит маленький, но отважный зверёк, часто изображаемый художниками в пылу битвы со змеёй.
Такой образ наиболее правильно описывает бойкий характер героя этой статьи. Обыкновенный ёж – это всеядное животное, ведущее предпочтительно ночной образ жизни. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, дождевые черви и мелкие позвоночные животные.
Именно его всеядность и привела к большой локальной катастрофе, случившейся в Новой Зеландии, куда обыкновенные ежи были интродуцированы первыми британскими поселенцами ещё в 19 веке.
Для Пакеха (Pākehā), этнической группы новозеландцев европейского происхождения, ежи занимают особое место. Именно их предки – колонисты и иммигранты из Великобритании, намеренно привезли ежей на кораблях в Новый Свет, чтобы напоминать поселенцам об их старом доме.
Ежи с лёгкостью освоились на новом материке, и стали сбегать из ухоженных европейцами садов в дикую природу. Там ежи быстро размножились, и к 1916 году местные историки писали о «чрезвычайно многочисленной» популяции диких ежей.
Новая Зеландия стала настоящим «ежиным раем». В отличии от Европы, где на ежей охотятся куницы, лисы и барсуки, у новозеландских ежей мало хищников, создающих для них угрозу. Это позволило ежам беспрепятственно охотиться на мелких животных, населяющих леса и сады Новой Зеландии.
К тому же до колонизации, в Новой Зеландии не было наземных млекопитающих, за исключением нескольких видов летучих мышей. Из-за чего некоторые виды птиц, например, Киви, адаптировались к такому положению вещей и утратили возможность летать, начав гнездиться на земле.
Когда на материк вместе с первыми европейскими поселенцами проникли домашние кошки, опоссумы и крысы, они посеяли настоящий хаос: истребляя редких насекомых, поедая только что вылупившихся птенцов и уничтожая яйца гнездящихся на земле птиц.
В числе «захватчиков» с других земель, оказались и ежи. Ник Фостер (Nick Foster), кандидат наук из Университета Отаго (University of Otago), изучающий ежей, говорит, что сейчас становится всё отчётливей видно, какой ущерб ежи могут нанести экосистеме лесов Новой Зеландии. С его слов, один единственный ёж, будет поедать многочисленных местных ящериц, яйца редких птиц и сверчков вета (Wētā) – группу гигантских нелетающих насекомых, встречающихся только в Новой Зеландии.
Фостер говорит, что однажды ему удалось обнаружить 283 лапки сверчков вета в животе одного ежа. Только представьте, только за 24 часа этот ёж съел более 60 огромных насекомых!
Из-за угрозы уничтожения местной флоры и фауны инвазивными видами животных, в 2018 году был запущен проект «Te Manahuna Aoraki», направленный на искоренение завезённых хищников на территории более 310000 гектаров в районе Маккензи, так же именуемым «Страной Маккензи», окружённой горами и реками, создающими естественные преграды для проникновения новых хищников.
Ранее, подобные проекты успешно справлялись со своей задачей на некоторых прибрежных островах, но сделать это на материке оказалось гораздо сложнее. Сложности добавляет непонимание всей опасности, исходящей от ежей, со стороны общественности. Так, опоссумы, крысы и горностаи, с острыми когтями и зубами, представляются людьми гораздо более опасными врагами чем ежи, которые унаследовали образ милого лесного зверька со страниц сказок.
И хотя ежи не виноваты в том, что они оказались в Новой Зеландии и успешно адаптировались на новом месте. Биологи подчёркивают необходимость назначенных мер по защите местных видов животных. Процесс отлова и искоренения животных должен осуществляться целенаправленно, с применением гуманных методов, а не путём случайной поимки единичных особей.
По словам Фостера, разовое и полное истребление ежей на заповедной территории является более этичным способом, чем постоянный контроль численности популяции диких ежей, требующий повторного уничтожения части животных каждого нового поколения.
Послесловие: а как считаете вы, оправданы ли действия работников проекта, или существуют более гуманные способы по контролю численности ежей, и сдерживание аппетитов заморских хищников без вреда для популяций местных редких видов животных? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!