Найти тему
Василий Самокатов

Что делать, если поставщики подняли цену?

Стали появляться панические статьи и комментарии от частных предпринимателей - дикий рост цен поставщиков ставит их бизнес под угрозу краха. Госпредприятия тоже стонут, но несколько по другому - жалуются правительству и просят льгот и субсидий.

Что делать? Во-первых нужно понять, что по другому теперь не будет. Во время локдаунов центробанки стран мира напечатали огромное количество денег. Но и по окончанию пандемии ничего принципиально не изменится. Доходы бюджета США в два раза меньше расходов. Разницу печатают, какими бы схемами этот факт не покрывали. Напечатанные деньги должны куда то идти. Они и пришли, сначала в криптовалюты и на фондовый рынок, потом в недвижимость. Но эти рынки не безграничны, рано или поздно инфляция вырвется (уже вырывается) на рынок товаров.

Нам инфляции не избежать. Если будут расти цены на товары в долларах (а курс будет оставаться стабильным), то всякий разумный предприниматель будет пытаться вывезти их на экспорт ("долларовый пылесос" Авантюриста).

Рост цен на пиломатериалы в долларах. Sivator.com
Рост цен на пиломатериалы в долларах. Sivator.com

Путин сказал - ситуация с ценами на продукты обостряется на фоне нестабильной мировой конъюнктуры. Ну, конъюнктура как раз стабильна - цены растут на всё.

Предотвратить инфляцию внутри страны в таких условиях можно только тремя способами:

  • административно запретить экспорт целиком или по определённым позициям. Запреты на вывоз определённых продуктов на определённый период это демонстрируют. Но такие запреты не могут быть постоянными. А так можно вместе с водой выплеснуть ребёнка - не возможно отделить товары, которые действительно выгодно экспортировать от тех, которые высасываются долларовым пылесосом.
  • поднять вывозные пошлины. Возникнут сложности с правилами ВТО. Да и ставки пошлин в условиях мировой инфляции должны постоянно меняться.
  • укрепить курс рубля, чтобы рынок автоматически отсекал излишний экспорт. Путь возможный, но не похоже, что, ЦБ РФ собирается идти этим путём.

Так что, скорее всего, инфляция у нас будет высокой. Нужно ли по этому поводу впадать в панику? Нет. Российская экономика существовала в условиях гораздо большей инфляции, чем есть сейчас. Другое дело, что предприниматели отвыкли от такого роста цен, и им нужно снова учится принимать правильные решения в таких условиях.

Одна из проблем, которые встают перед ними - как менять свои цены при повышении цен поставщика? Если повышать - не уйдут ли покупатели? И на сколько повышать?

Очень интересно было бы отследить, как меняются сложившиеся на рынке цены при изменении цен закупочных. Ведь предприниматели стремятся получить наибольшую прибыль, и можно предполагать, что в итоге наценка установится на оптимальном уровне.

Особенно показательно, когда на рынке происходили очень значительные изменения уровня цен – при этом иными факторами можно пренебречь. Ценовые сдвиги нужной интенсивности наблюдались в России в 90-х годах прошлого века.

На рисунке показано изменение оптовой цены десятка яиц (для Томилинской птицефабрики) . Характерной особенностью рынка сельхозпродукции на тот момент была сильная зависимость оптовых цен от времени года. Зерно нового урожая в условиях высокой инфляции оказывалось в разы дороже зерна прошлого урожая. Соответственно, себестоимость животноводческой продукции (и оптовая цена, подсчитываемая именно как себестоимость с процентной накруткой) увеличивалась в такой же пропорции каждую осень.

На тот же график нанесены розничные цены (еженедельно публиковались тогда в Коммерсанте).

-3

Я опущу соображения, по которым получил зависимость, которая хорошо моделирует реальную розничную цену, но опишу полученные результаты.

-4

Теоретическую кривую строю следующим образом - наценка в рублях принимается такой же, как до скачка оптовой цены. Потом эта наценка корректируется в соответствии с зафиксированной официальной инфляцией.

Теперь посмотрим, как соотносится эта кривая с реальными розничными ценами.

-5

При резком повышении оптовой цены розничные продавцы тоже подняли цену, накрутив на неё ту же наценку в процентах, которую использовали до этого скачка.

Однако затем на розничном рынке наблюдается снижение цены, из чего можно сделать вывод, что произошло затоваривание, и, полученная таким образом цена не является оптимальной.

В итоге розничная цена (которая, как полагаем, нащупана продавцами и обеспечивает им наибольшую прибыль) почти идеально совпадает с теоретической кривой.

И такое поведение цены реализации, скачок после повышения закупочной цены, потом снижение, и дальнейший постепенный рост - было тогда характерно для множества товаров. Так вели себя цены на продукты каждой осенью, так вела себя бытовая техника (в основном импортная) после "чёрных пятниц" и прочих резких движений валютного курса.

Очень хорошо это видно, например, в стоимости московского жилья. Скачок цены в рублях в январе 2015, при падении курса рубля быстро закончился возвратом к прежнему уровню, и последующим повышением в рамках рублёвой инфляции.

-6

Т.е. это не разовый эффект, а достаточно общее правило.

Так что наилучшим выходом при повышении цены поставщиком является повышение отпускной цены на ту же сумму. Но не больше!

Другие публикации канала:

Несуразность понятия "Эластичность спроса"

Что делать, если товар портится?