Завершающая статья цикла о трех святых Максимах. О великом афонском подвижнике Максиме Греке, переводчике и просветителе Святой Руси.
Когда мне доводится бывать в чудесном подмосковном городе - Сергиевом Посаде, посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, то, непременно, захожу в Трапезный Храм ее. Здесь покоятся мощи святого подвижника- преподобного Максима Грека.
Не прошу святого ни о чем. Я у него прошу прощения. За власти и высшее духовенство Руси, которые столь неблагодарно отнеслись к нему при жизни. Не осознав и не изменившись культурно - не возрастем как культурная страна.
Но Бог, Которому свято следовал инок Максим, помогал ему и прославил его .
Судьба святого Максима весьма непроста.
Он родился в 1470 году от Рождества Христова, в селении Арта, в благочестивой семье. Род его – род Триволисов – был благородным. В роду был даже один из патриархов Константинополя.
Михаил (так в миру звали будущего подвижника) получил прекрасное и разностороннее образование. Он учился в разных городах Италии: Падуе, Мирандоле, Венеции, Флоренции. Познакомился с великими людьми того времени: Альдом Мануцием, Ианосом Ласкарисом.
Во Флоренции изучал труды в знаменитой библиотеке Лоренцо Медичи Великолепного.
В Венеции познакомился с известным доминиканским монахом проповедником Джироламо Савонаролой, чьи проповеди открыли много юному Михаилу.
Михаилу легко давались науки, языки. Он очень хорошо учился и преуспел в познаниях. То была славная эпоха европейского Ренессанса, итальянского Ренессанса. Но юный Михаил одно время увлекся тем, чем грешил Запад Ренессанса – магией, оккультизмом, астрологией. Осознав, вскоре отошел от этого.
Ворожить на свои желания, призывая темные силы, не то искусство, которое угодно Богу. Бог дает человеку большее – стратегию, смысл, направление как жить по Божьему и управлять своими желаниями и страстями, а не управляться ими.
Михаилу открывались прекрасные возможности остаться на Западе, в Италии, и построить блестящую карьеру. Но он предпочел другое.
Михаил возвращается в Грецию и идет на Афон, в Ватопедскую обитель. Братия, зная о его западном опыте, грамотности и благородном происхождении, насторожено отнеслась к новому послушнику (схожее отношение испытал преп. Иоанн Дамаскин, когда прибыл из Дамаска в Лавру Саввы Освященного в Палестину. Об этом есть статья на этом канале).
Но Михаил, обладавший от Бога кротостью, смирением, послушанием, добротой, быстро завоевал доверие братии.
Михаил был пострижен в монахи с именем Максим в честь великого подвижника - святого Максима Исповедника (о нем немало статей на этом канале и первая статья этого цикла посвящена святому Максиму Исповеднику). Унаследовал от него твердость в вопросах веры и отстаивании правды Божьей.
Остановись на этом история и судьба Максима Грека, мы знали бы о нем как о великом афонском монахе, подвижнике. О человеке, который выбрал вместо карьеры святую жизнь и вернулся с Запада на свою Родину.
Но судьба повернула иначе для святого Максима.
Из Руси на Афон прибыла делегация от великого князя московского Василия Иоанновича III. Князь просил направить на Русь грамотного инока, знающего языки, для перевода греческих церковных и богослужебных книг на русский язык. Хотели отправить старца Савву, известного своими знаниями и мудростью. Но он был немолод годами и отказался по причине телесной немощи. Тогда вспомнили о юном «европейце» Максиме. И на Русь отправился он.
Максим не знал ни русского языка, ни русских обычаев, ни русской культуры. Но ему дали в помощники иноков. Максим переводил с греческого на один из европейских языков. Иноки с него на славянский. Максим удостоверялся, чтобы значение не было искажено при переводе, растолковывая тот или иной фрагмент, определение или понятие.
Трудолюбив был Максим и взялся за огромный объем такой многоступенчатой переводной работы. Он не только переводил текст, но адаптировал его по смыслу. Он пытался сделать текст понятным, сохранив в нем Дух Святой Божий, которым написаны Боговдохновенные книги (схожее, мы можем найти в жизнеописании святого Симеона Метафраста, который составил 133 жития святых из древних рукописей и тоже адаптировал их, проясняя Божий смысл и улучшая благозвучие. О святом Симеоне Метафрасте есть статья на этом канале).
Святого Максима должны были отпустить назад на Афон, когда он выполнит положенный объем работ, но не отпустили. Максим не стал противиться, смиренно положившись на Волю Бога и понимая, что он находится на послушании.
Люди видели в Максиме не только переводчика и компетентного в богословии человека. Они улавливали в нем духоносные дары Божьи и обращались за духовными советами. Однако, не всем была по душе правда Божья, которую излагал Максим. И такие люди оказывались в высших сословиях власти и духовенства.
Но Максим не хотел и не умел лгать. Он видел свою духовную роль пребывания на Руси не только в том, чтобы перевести и сохранить неискаженным, цельным Слово Божье с одного человеческого языка на другой. Слово Божье – не слово книги, а Слово сердца, жизни, Живое Слово. И тогда, и только тогда Слово является Живоносным и Животворящим. Если же Слово Бога лишь в книге, а жизнь не по Богу, дело не по Богу, то благо ли это?
Из этого исходил святой Максим.
Однако представители русских властей, в том числе и церковных, не считали так.
Тебя пригласили переводить – вот и переводи. Не учи нас жить. У нас своя правда.
Конфликт возник у Максима с митрополитом московским Даниилом. Тот попросил инока перевести труд блаженного Феодорита Кирского. Максим знал, что в этом труде содержались две ереси – арийская и несторианская и отказал, объяснив. Владыке. Владыко воспринял это как непослушание. Митрополит Даниил отличался раболепием перед светской властью и жестокостью.
Максим, замечая, как нарушается Божье в русской реальности, открыто говорил об этом. Например, он заметил, что инокам вредит обладание недвижимым имуществом. А на Руси процветало приобретение имущества монашествующими иерархами и эта позиция активно продвигалась и поддерживалась митрополитом Даниилом. Максим заявил об этом, не стал молчать.
Максим, кроме переводов, писал и свои труды по богословию, писал письма людям, старался просвещать их Словом Божьим. Видя безбожие русского царя, он говорил о том, что людям стоит сохранить в себе Православную веру, не терять ее.
Князю не понравилось, что инок Максим выступил против расторжения брака с его супругой Соломонией, которая не могла родить. И решил отомстить иноку.
Чтобы оправдать себя и найти согласие со своей совестью, князь и митрополит стали искать формальные поводы, чтобы обвинить Максима. И поводы были найдены. Его обвинили в порче церковных книг, в выступлении против власти , в ереси, отлучили от причастия. В 1525 году упекли в Иосифо - Волоцкую тюрьму. Его объявили врагом Церкви и русского народа.
Тюремные условия были невыносимы. Он терпел издевательства и побои. Но ему было явлено знамение: «Терпи и очищайся этим страданием во имя будущей жизни».
Святой Максим написал на стене камеры канон Святому Духу и читая его постоянно, быв утешен через это.
К слову сказать, митрополит Даниил, который был одним из тех, кто упек святого Максима в тюрьму, вскоре сам попал в опалу и был направлен в тюремное заключение. «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
Как образованный и цивилизованный человек, святой Максим просил пересмотреть его «дело», зная, что правда на его стороне.
Через 6 лет провели повторный «суд». Максим думал, что сможет оправдаться на нем. Но нашлись клеветники. Его не оправдали, а сформировали новые обвинение и еще на 20 лет упекли в другую тюрьму, в Тверь, в Отроч монастырь.
Максима хотели вызволить те, с чьего благословения он был направлен из Афона на Русь. За него ходатайствовали три патриарха. Но это не помогло. Русь жила по «своим законам» и ей чужие законы не писаны. Просьбы были отклонены.
Около тридцати лет, в совокупности, монах Максим Грек провел в заключении.
Только в 1551 году по многочисленным настойчивым просьбам Восточной церкви (Максима не бросили они, направив в Русь, заступались за него), так и с русской стороны, дружелюбно настроенной к иноку Максиму (митрополит московский Макарий), царь освободил святого Максима из тверского заключения.
Максим был направлен в Сергиеву обитель. Там он с верными учениками и помощниками, продолжил заниматься переводом Толковой Псалтири.
В 1553 году в Сергиевой обители инока Максима посещает царь Иоанн. Максим, подобно ветхозаветному пророку Иеремии, говорит царю, что если тот не послушает его совета и немедленно не утешит людей, осиротевших и овдовевших в результате похода на Казань, то сын его - царевич – умрет. Царь игнорирует совет святого Максима. Царевич умирает.
Через три года, в 1556 году мирно отходит к Господу и сам преподобный Максим Грек (день памяти – 21 января/3 февраля). Его хоронят в Троицком монастыре, у северо-западной стены Свято-Духовского храма.
Святой Максим сделал больше, чем должен был сделать только как переводчик. Он нес русским людям Слово Божье, напоминал русским людям, властям, церковникам о Боге Живом и жизни по Богу, о крепости веры в условиях безбожия. Он остался верным Богу в невыносимых условиях жизни, ибо всегда имел Его заступником.
Лишь много столетий спустя святой Максим был прославлен в лике преподобных. Произошло это в прошлом веке, в 1988 году. В 1996 году были обретены его мощи и положены в Трапезный храм Троице-Сергиевой лавры
Академик Дмитрий Лихачев, доктор филологических наук, культуролог, искусствовед, Председатель правления российского фонда культуры, гуманист и пропагандист духовно-нравственной культуры, автор фундаментальных трудов по истории культуры, глубоко изучивший труды святого Максима Грека, назвал его «первым российским интеллигентом».
Святой Максим Грек считается покровителем переводчиков, ученых и просветителей, и всех тех, кто старается сохранить истинную Веру во Христе.