Прикорм — это любые более плотные, чем грудное молоко или молочная смесь, пищевые продукты, домашнего или промышленного приготовления, дополняющие грудное молоко или молочную смесь у здорового ребёнка после 6 месяцев жизни и способствующие постепенному переводу ребёнка на общий стол.
Начинать прикорм рекомендовано ближе к 6 месяцам жизни ребёнка. При наличии пищевого интереса и готовности ребёнка можно начинать в период от 4 до 6 месяцев, не ранее.
Признаки готовности ребёнка к прикорму:
Существует три основных признака и три дополнительных. К основным признакам относятся:
- Достижение малышом шестимесячного возраста.
- Готовность пищеварительной системы к введению прикорма. К этому моменту стул ребенка должен стать регулярным. Нормой для ребенка шести месяцев считается частота стула от нескольких раз в день (после каждого кормления) до одного раза в день. При этом у малыша не должно быть колик.
- Появление пищевого интереса. Пищевой интерес формируется у детей в период от 5 до 7 месяцев. Мама может заметить, что ребенок стал заинтересованно смотреть за тем, как едят родители. Малыш, сидя на руках у мамы, пытается дотянуться до тарелки или чашки. Чтобы проверить наличие пищевого интереса у ребенка, нужно взять его за стол во время приема пищи родителей. Если малыш пытается взять что-нибудь с тарелки, предложить ему пустую ложку или игрушку. Если ребенка заинтересовала игрушка и он отвлекся от еды, пищевой интерес только начинает формироваться. Если ребенок продолжает тянуться к тарелке родителя, пищевой интерес уже появился и ребенок готов к вводу прикорма.
К дополнительным признакам готовности к прикорму относятся:
- способность малыша хорошо держать голову в вертикальном положении;
- ребенок способен самостоятельно отвернуть голову от предложенной еды;
- малыш не выталкивает воду языком, если дать ее из ложечки.
Ранее считалось, что к моменту ввода прикорма должен удвоиться вес грудничка и появиться первый зуб. Сегодня врачи сходятся во мнении, что эти признаки являются необязательными.
С чего именно стоит начать прикорм?
Для большинства детей не имеет значения, что будет первой пищей. По зарубежным рекомендациям начинать стоит с тех продуктов, которые богаты/обогащены железом (мясо и каши).
Один продукт даётся несколько дней, затем можно давать другой продукт. Эти рекомендации даны, чтобы отследить, нет ли у ребёнка реакции на продукт (диарея, сыпь, рвота), а не для того, чтобы нарастить порцию прикорма. После введения однокомпонентных продуктов можно предлагать их в комбинации.
Не заставляйте ребёнка есть, если он не хочет (отворачивает голову, закрывает рот). Подождите, когда ребёнок откроет рот, прежде чем предлагать еду.
Если малыш не заинтересован, попробуйте в другой раза — например, через неделю.
Нет необходимости наращивать порции до определенного объёма. Если вы начали прикорм с 1 чайной ложки, не нужно за несколько дней доводить объём до 200 г. В первую очередь, стоит ориентироваться именно на аппетит ребёнка.
При введении прикорма не нужно сразу стараться заменить все кормления обычной едой. Не стоит беспокоиться о том, сколько съел ребёнок. В этом возрасте грудное молоко/молочная смесь всё ещё остаются основным питанием для ребёнка.
Самое главное, чтобы ребёнок привык к новым вкусам и текстурам, научился жевать и глотать пищу.
Продолжайте предлагать различные продукты, даже те, которые ребенок отверг. Может потребоваться много попыток, прежде, чем ребенок примет новую еду.
При приготовлении пищи ребенку (если готовите сами) не добавляйте соль или сахар.
Позвольте ребенку прикасаться к еде. Пусть ребенок пробует кормить себя, используя свои пальцы.
Сведите к минимуму отвлечение внимания во время еды и избегайте того, чтобы ребенок сидел перед телевизором, телефоном или планшетом.
Не забывайте показывать малышу пример - кушайте вместе, берите с собой за стол, старайтесь есть одно и то же с поправкой на то, что можно давать детям.
Основные правила ввода прикорма:
- Новый продукт прикорма нельзя вводить:если ребенок заболел;
если у ребенка активная фаза прорезывания зубов;
в течение недели перед и после проведения профилактических прививок; - Каждый новый продукт вводится постепенно, начиная с половины чайной ложки (микродоза). В течение 3–5 дней количество продукта увеличивается.
- Новые продукты вводятся в первой половине дня. Если у ребенка возникнет пищевая аллергия, мама заметит ее уже к вечеру.
- В первые месяцы осуществляется так называемый педагогический прикорм. Он не ставит своей целью полное замещение одного из кормлений. Цель прикорма в первое время – познакомить малыша с новыми для него вкусами, привить интерес к еде и сформировать пищевое поведение. Поэтому каждый новый продукт первый раз должен даваться отдельно от остальных.
- Если ребенку не понравился один из продуктов, не стоит давать его насильно, можно повторить его введение несколько позже.
- При развитии аллергической реакции стоит отложить введение блюда.
- С самого первого прикорма нужно создать определенный ритуал приема пищи. Лучше всего это делать в той же комнате, где обедают родители. Желательно, чтобы ребенок сидел или находился в положении полулежа в стульчике для кормления. Нельзя отвлекать ребенка во время приема пищи просмотром мультиков или играми, чтобы избежать отказа от еды в старшем возрасте.
Чем начать кормить малыша?
Если грудничок хорошо набирает вес, прикорм начинается с введения монокомпонентных гипоаллергенных овощных пюре – кабачка, брокколи, цветной капусты. В случае если у грудничка имеется недостаток массы тела, прикорм следует начинать с безмолочных гипоаллергенных каш – гречневой, рисовой, кукурузной.