Найти тему

Стоимость американского высшего образования - часть 2

Закончим тему, начатую в предыдущей публикации, и поговорим об оплате американского высшего образования иностранцами. Для начала о грустном. Иностранные студенты в общем случае являются для американских университетов «дойными коровами». При том, что «своим» дают возможность учиться за имеющиеся деньги или, если нет никаких, бесплатно или почти бесплатно, «чужие» платят по полной программе. Получение стипендии или гранта иностранцем – задача совершенно другого порядка сложности, нежели получение резидентом. Давайте рассмотрим, какие есть возможности в этом направлении. Первое и главное – несмотря на значительно более высокую стоимость обучения, частные американские университеты имеют и существенно большие фонды для выдачи стипендий и грантов и существенно меньшие ограничения на возможность их использования. Поэтому иностранцам, нуждающимся в материальной помощи, мы рекомендуем в первую очередь рассматривать именно их.

Топовые частные университеты. Мы об этом уже писали, но повторим. Хорошая новость заключается в том, что политика таких университетов крайне проста – если они приняли абитуриента, он будет у них учиться, независимо от того, сколько у него денег. Это означает, что сначала университет проанализируют финансовые возможности семьи. Если доход выше среднего (по американским стандартам), то будет установлен тот размер оплаты, который семья в состоянии «потянуть». Если доход ниже среднего, то университет возьмет все расходы на себя. Планку «среднего» каждый университет устанавливает сам, но, ориентировочно, она находится на уровне $50-60 тысяч в год на семью. Для стран б.СССР – это очень внушительная цифра, а при определении размера материальной помощи не имеет значения, американская семья или иностранная. Но на этом одна хорошая новость заканчивается, а плохих будет целых две. Первая – поступить в такие университеты исключительно сложно. При конкурсе 20-30 человек на место, у них отсутствуют очевидные «линейные» критерии приема. Надо учиться в школе на все пятерки? Однозначно! Надо сдать стандартизированные тесты на максимальный балл? Безусловно! Надо быть хорошим спортсменом, играть на музыкальных инструментах и заниматься волонтерской работой? Очень желательно! Надо выиграть все мыслимые и немыслимые олимпиады? О, да! Означает ли это, что если Вы все это выполнили, то уже без пяти минут студент MIT? Ничего подобного! Означает ли это, что если у Вас и половины из списка нет, то и шансов нет? Ни в коем случае! Есть еще искусство и умение раскрыть тему в нескольких предложениях. А вступительное эссе именно таково – оно должно быть предельно кратким, емким и не банальным. И есть много-много еще явных и неявных критериев, учесть которые невозможно. Таким образом поступление в топовый университет – тот еще квест. А теперь вынуждены сообщить еще одну плохую новость. Поскольку университет платит за всех, включая иностранцев, то он сам решает, сколько мест и денег он готов отобрать у «своих» и отдать «чужим». Таким образом, реальный конкурс для иностранцев в лучшие частные университеты США может составлять и 50 человек на место! Что же нужно делать, чтобы в них поступить? Во-первых, прекрасно учиться в школе и прекрасно сдать тесты (включая предметные). Во вторых, быть разносторонне развитым человеком, при чем, чем более разносторонне, тем лучше. Множить спортивные успехи, участвовать в музыкальных конкурсах и выставках рисунка/живописи, иных кружках по интересам. Жить активной общественной жизнь в школе. Волонтерствовать и помогать малоимущим. И, конечно, учиться писать эссе. Это – то, чему совершенно не учат на просторах б.СССР, и что не имеет ничего общего с волшебным словом «сочинение». Вряд ли писать эссе адекватно научит «репетитор» на Родине, обратитесь лучше к американским студентам – они с удовольствием немного подработают. А, да, и выигрывайте столько предметных олимпиад, сколько сможете. С учетом всего этого подавайтесь не в один, а минимум в пять-шесть профильных университетов, тогда шансы увеличатся. И не принимайте отказ близко к сердцу, при таком огромном конкурсе элемент везения играет, увы, не последнюю роль!

А что же делать тем, кто не настолько «крут»? Давайте представим себе обычного школьника-«хорошиста», что делать ему? Во-первых, надо понять в чем же этот школьник силен и максимально развивать это направление. Во-вторых, максимально диверсифицировать сферу приложения своих усилий, как было написано выше. В-третьих, опять же научиться писать безупречные эссе. И, в-четвертых, объективно оценить свои возможности. Нисколько не претендуя на объективность или полную достоверность, попробуем дать какие-то ориентиры для такой оценки (мы будем пользоваться всемирным рейтингом ВУЗов QS World, но можно все это легко «переложить» и на американский US News, тем более, что подавляющее большинство лучших университетов мира все равно американские). Если школьник обладает исключительными способностями (см. предыдущий абзац), то он может рассматривать топ-25. Для «отличного отличника» вполне подойдет уровень 25-50, для «просто отличника» - 50-100, для «почти отличника» - 100-150, для «твердого хорошиста» - 150-250. После того, как Вы определили свой уровень, сделайте шаг назад или чуть дальше (поскольку «на своем уровне» финансировать будут в первую очередь американцев). Например, если Вы определили себя в группу «просто отличников», берите в рассмотрение университеты с рейтингом 100-200, выбирайте частные и пытайтесь чем-то их заинтересовать. Помните, у вас обязательно должна быть какая-то «изюминка» (вспоминаем про эссе), за которую университет захочет заплатить большие деньги. Дальше все то же самое – подаетесь минимум в 5-6 университетов и смотрите, что они Вам предложат. Будьте готовы к тому, что этой категории абитуриентов вряд ли будет предложено полное покрытие. Вполне вероятно, что университет заплатит, например, за учебу, но предложит оплатить стоимость питания и проживания.

Следующая категория стипендий – спортивная. Если Вы - хороший спортсмен и думаете, что можете серьезно помочь спортивной команде университета, то можете рассчитывать на спортивные стипендии. Размер таких стипендий зависит от многих факторов, как спортивного мастерства абитуриента и фондов спортивного департамента, так и от популярности конкретного вида спорта. Полное покрытие тоже не редкость. Чтобы найти себе спортивную стипендию, пойдите на сайт NCAA и выпишите университеты 1 и 2 дивизионов, культивирующие Ваш вид спорта (в третьем официальных спортивных стипендий не дают). После этого заходите на сайты спортивных департаментов этих университетов, находите там контактную информацию тренеров и отправляйте им короткие эссе о том, почему Вы мечтаете заниматься спортом именно в этой команде и свои спортивные резюме. Заранее подготовьте видеоматериалы (игры, схватки, и т.д.), у Вас их обязательно спросят. Лучше даже сразу выгрузить максимальное количество видеоматериалов на диск и дать в письме ссылку. Если тренер заинтересуется, то он ответит и скажет, что ему еще нужно, что делать дальше, и что он может предложить. Если не ответит – расслабьтесь, значит ему просто не интересно. И не переоценивайте свои возможности - в первом дивизионе уровень спортивной подготовки вполне олимпийский, так что если Вы -условный кандидат в Мастера спорта, посмотрите лучше на второй дивизион.

Параллельно со всеми вышеописанными механизмами необходимо писать во все мыслимые и немыслимые стипендиальные фонды, коих в США несметное множество и которые элементарно находятся любым поисковиком. В каждый фонд придется написать отдельное эссе и подать специфические для данного фонда материалы. Прежде всего изучите, работает ли данный фонд с иностранцами и, если да, каково основное направление его работы. После этого подумайте, как Вам «вписаться» в это направление. Кто-то может в первую очередь поддерживать детей из неполных семей, кто-то девочек-инженеров, кто-то национальные меньшинства (если кто не в курсе, русскоязычные – национальное меньшинство в США) и т.д. Работа со стипендиальными фондами – это длительная и сложная работа. И, господа родители, если взрослый ребенок не хочет делать эту работу сам, значит ему это все не очень нужно, и, может быть, не надо все делать за него!

И вот теперь мы, наконец, добрались до государственных университетов. Зачем они нужны для наших целей? Да затем, что если в топовый частный университет поступить не удалось, а университет второго или третьего эшелона не дает полного покрытия, или, например, частный стипендиальный фонд выделяет стипендию, но явно недостаточную для оплаты частного университета, то государственные университеты могут оказаться единственной опцией. Здесь надо понимать, что государственный университет скорее всего не даст никаких или почти никаких стипендий и грантов иностранцу потому, что просто не имеет на это права. Однако существенно более доступная стоимость обучения дает возможность запрашивать меньшие суммы в стипендиальных фондах или даже оплачивать обучение самостоятельно полностью или частично. При чем государственные университеты ничуть не хуже частных соответствующего уровня, а лучшие из них входят в мировую университетскую элиту. Мы советуем комбинировать подачу документов в частные университеты с подачей в относительно недорогие государственные, чтобы, когда у Вас на руках будут все ответы, иметь возможность маневра.

И последнее. Несмотря на то, что в данной статье мы вынужденно обратились к рейтингам, советуем не придавать им слишком уж большого значения. Все университеты, входящие в первые сотни три того самого QS World – очень хорошие. Да и дальше нет ничего ужасного. Иногда выпуск из недорогого университета с рейтингом QS World в районе 500 или 700 открывает неожиданные перспективы трудоустройства. Региональные же колледжи и университеты часто могут вообще отсутствовать в QS World, их лучше искать в US News. А в региональных колледжах, между прочим, тоже бывают и сильные спортивные команды, и хорошие стипендиальные фонды. Так что «не рейтингом единым»…

Пока с деньгами заканчиваем, будут вопросы – задавайте. В следующей же статье давайте поговорим о процедуре поступления.

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника