Как взрастить в детях креативность, умение создавать интересные идеи, находить нестандартные решения? Следует развивать исследовательские навыки, как можно раньше. Пользу закладываем с детства!
Для этого нужно:
1. Создавать необычные связи, ассоциации.
Примеры: Автомобиль, который летает, как птица – это созданный людьми самолет. Соединение такси и продуктов дало нам доставку еды на дом, а соединение воска и пигмента – помаду.
Задания для детей: А, что, если соединить вентилятор и чашку? Поиграйте с ребёнком в игру "как это связано", поощряйте интересные идеи и рассуждения детей.
2. Задавать вопросы – много и разных.
Пример: Однажды был поставлен вопрос: "Как создать весь мир в кармане и мировую библиотеку на ладони?" Это смартфоны с доступностью информации в любой момент.
Задания для детей: 10 вопросов к задаче. Нам нужно сделать поделку. Из чего? Как сделать интереснее? Чем тебе помочь? Когда можно начинать? Из правильных вопросов рождаются интересные решения.
3. Наблюдение всего.
Пример: Чем больше развивать кругозор ребёнка, тем в его личной базе данных будет больше возможностей. Изучаем ботанику и современную технику, бальные танцы и гончарное искусство.
Задание для детей и педагога: узнать 10 технических новинок, 10 редких животных и 10 цветов-оттенков. Пополняем кругозор ребёнка, чтобы далее эти накопленные знания образовывали взаимосвязи и рождались новые связи-ассоциации.
4. Эксперименты – думаем и делаем новое.
Пример: В ход идут новые приёмы и материалы, новые звуки и формы. Чем более неординарные эксперименты, тем лучше.
Задание для детей: Что занимает больший объём: воздушный шар или камешек? А что тяжелее? Как это понять и измерить?
5. Мнения разных людей.
Пример: Обогащение педагогов и детей взглядами и мнениями людей разных профессий и мировоззрений. Как воспринимали дождь в древности и сейчас? Почему так и от чего это зависит?
Задание: Когда ребёнок сталкивается с проблемой, нужно его поощрять, чтобы он спрашивал мнения разных людей. Так обогащается социальный опыт.
6. Команда инноваторов и сильный наставник.
Конечно, если мы развиваем качества инноватора – то лучше делать это сразу у всех детей группы, у всех детей в семье. Общая атмосфера инноваций поддерживает каждого. При этом педагог – тоже инноватор, готовый провоцировать детей на исследования, обсуждения и новые открытия.
Котлованова О.В., педагог высшей категории, методист компании "Инновации детям", врач-психотерапевт, специалист по песочной арт-терапии, НЛП-практик.