Найти тему

Феномен советской военной песни

Здравствуйте, уважаемые читатели подписчики и гости канала. Сравнительно недавно отгремевший День Победы вновь породил ставшую уже привычной дискуссию об отношении различных слоев и представителей общества к этому празднику и тому, как его следует отмечать.

Не секрет, что наши либералы уже давно изобрели такой даже по своему звучанию мерзкий для многих термин «победобесие», который категорически неприемлем для значительной части наших сограждан. Но давайте задумаемся, на какой почве он возник?

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Дело в том, что в последние годы из самого содержания празднования очень значимого для нашего народа и всего мира события- победы в Великой Отечественной войне ушел очень важный момент- душевность.

Да, мы ежегодно проводим традиционный парад на Красной площади, но становится все более очевидным, что организуют его в большой степени не для того, чтобы оказать дань уважения ветеранам, для того, чтобы поиграть военными мускулами государства.

фото из интернета
фото из интернета

В условиях нынешней политической ситуации меняется и риторика, которая звучит в праздничный день.

фото из интернета
фото из интернета

О самих ветеранах вспоминают все чаще сугубо протокольно и лишь потому, что «так надо», а у самого праздника как мы отметили выше, задачи поменялись.

И вроде как формально все делается правильно: открываются памятники, проводятся меры социальной поддержки для тех чей труд на фронте и в тылу стал залогом уничтожения грозного врага, но все же веет от всего этого каким- то наигранным пафосом, отсутствием настоящей искренности.

Уважаемые читатели, мы приближаемся к теме нашего сегодняшнего разговора.

Как известно, самые главные памятники редко бывают рукотворными. Даже самая мощная гранитная статуя не в силах по настоящему передать то эмоциональное состояние, которое было свойственно людям прошедшим войну.

Памятник должен олицетворять мощь солдата, его непобедимость силу. Но что общего у сурового скульптурного великана со вчерашним школьником, который шел и вопреки своей юности и неопытности защищал страну наравне со всеми?

Памятник может быть красив и монументален, но, увы часто у него нет души, глубокого внутреннего содержания. Он так же протоколен, как речи политиков и общественных деятелей, которые они произносят в День Победы.

фото из интернета
фото из интернета

Главный же памятник, который по- настоящему призван передавать память о той войне, был оставлен будущим поколениям отнюдь не художниками, скульпторами и кинематографистами.

Его авторами стали поэты и композиторы, создавшие уникальный пласт нашей культуры- песни о войне.

Об их роли в те грозные годы и в наше с вами эпоху мы и будем сегодня говорить.

Как известна сама по себе советская музыкальная культура нередко приводится сегодня и простыми слушателями и авторитетными людьми из мира искусства как то, что резко, буквально планетарно отличается от того, что представляет собой современная песенная составляющая. Справедливы слова нынешних корифеев о том, что в свое время не было «халтуры», а в пресловутых худсоветах заседали настоящие профессионалы, которые легко отделяли дурное от хорошего.

Тихон Хренников- глаза Союза композиторов СССР с 1946 по 1991 год- фото из интернета
Тихон Хренников- глаза Союза композиторов СССР с 1946 по 1991 год- фото из интернета

Однако песни, что были написаны в годы войны выглядят совершенно особенным явлением в культурной отечественной парадигме. Их знают и поют до сих пор, хотя казалось бы, для этого не слишком много оснований.

Ведь они являются тем, что называют «военные песни», а значит должны носить чисто утилитарный характер то есть кончилась война, а значит вместе с нею должны уйти и песни.

Все это звучит полнее логично, но картину мы с вами наблюдаем совершенно иную. С момента окончания войны прошло более семи десятков лет, а ее музыкальное наследие продолжает оставаться отнюдь не менее актуальным чем в то время.

фото из интернета
фото из интернета

Рассуждая о столь необычайном явлении, обнаруживаешь и другой парадокс- война это ужасное явление человеческой жизни, явление без преувеличения страшное ее нужно постараться забыть и вспоминать о ней как можно реже, чтобы не накликать беду.

Почему же тогда о трех танкистах поют за праздничным столом и почти все наизусть помнят слова?

Удивительный факт в природе которого мы сегодня пытаемся разобраться и в ходе дискуссии вновь сталкиваемся с тем, что буквально переворачивает сознание.

В советских военных песнях не было почти не слова о войне. Они повествовали слушателям о человеческих чувствах, которые во время эпохальных событий, войн или глобальных катастроф обостряются до предела не оставляя место притворству и неискренности и скорее всего именно в этом заключена главная причина народной любви к ним.

фото из интернета
фото из интернета

Вот, например знаменитая песня «В землянке» на музыку Константина Листова и стихи Алексея Суркова: Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза;
И поет мне в землянке гармонь:
Про улыбку твою и глаза.
И поет мне в землянке гармонь:
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой!
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой!

Ты сейчас далеко, далеко;
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло!
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Как живо, как до слез искреннее переданы здесь чувства и эмоции простого солдата, которые даже не к 1941 году имели отношение. Они были актуальны во времена для тех, кто воевал и тех кто ждал своих с войны готовый принять их чтобы с ними не случилось.

О чем же думает солдат холодной московской зимой в тесной землянке перед пылающей печуркой?

Кругом бьют орудия, слышна вдалеке вражеская канонада, а ему «в белоснежных полях под Москвой» «шепчут кусты» о любимой девушке, которая согревает его своей «негасимой любовью» лучше, чем огонь печурки. А вот эти строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага». Просто поразительно. Даже если бы больше ничего не было написано, автор этих слов заслужил бы настоящую славу. Здесь мы можем сделать нетривиальный вывод: песня «В землянке» написана не о войне, она написана о любви как сколь удивительным это не казалось бы в военных условиях

фото из интернета
фото из интернета

В контексте обсуждаемой темы можно вспомнить о многочисленных обсуждениях посвященных тому, что стало причиной победы советских войск в Великой Отечественной.

Разумеется, очевидно, что немцы, будучи педантами в военном деле не учли силу духа наших людей, которая оказалась поразительной. Но в, то же время особым оружием наших войск оказались и замечательные песни, которые, несомненно, помогали людей выживать в горниле военных событий. И на груди у них были зашиты не тексты помпезных маршей, а душевные строки, которые напоминали им, за что они воюют.

фото из интернета
фото из интернета

А воевали даже не столько за условную Родину(хотя и за нее тоже), а «за родной огонек», который горит на девичьем окошке и который служит маяком и путеводной звездой ради возвращения к которой нужно было выживать и жить несмотря не на что.

В этом же эмоциональном состоянии заключен смысл другой знаменитой песни военных лет «Темная ночь». Не обладающий выдающимися вокальными данными Марк Бернес спел ее с поистине пронзительной проникновенностью.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Когда слушаешь его голос, не нужна даже визуализация. Так и представляется простой советский солдат, вчерашний деревенский парень, который просто и искренне поет о том, что кругом смерть, которая впрочем не страшна ему потому, что он верит в дорогую подругу, которая встретит его с любовью несмотря не на что.

Важным представляется и тот факт, что фактически каждый этап войны непременно сопровождался новыми музыкальными произведениями. Писали песни о разных родах войск, летчиках, моряках. Не забыли даже военных корреспондентов. Кроме такого воискогого разделения существовал в советской песенной лирике и другой подход. Она чутко октликались на происходящие, на фронте события и то, на что направлен боевой дух армии в тот или иной период.

В этой связи можно вспомнить еще одну замечательную песню, «Эх, дороги». Примечательно, что ее высокого ценил сам Георгий Константинович Жуков, называя ее «последним плачем войны».

фото из интернета
фото из интернета

Смысловая нагрузка этого произведения весьма интересна. Его можно условно разделить на три «периода».

Сначала под ногами у лирического героя «бушует пламя, да пули свистят», потом «кругом земля дымится, чужая земля», а потом «у крыльца родного мать сыночка ждет».

фото из интернета
фото из интернета

То есть в данном случае языком музыки были описаны все три крупнейших этапа военных действий: начало войны, переход государственной границы( вспоминаем о том, что «дымится чужая земля») и долгожданное возвращение домой к любимой матери, которая ждет любимого сына у родного крыльца.

Одной из главных песен той эпохи, несомненно можно назвать и знаменитых «Журавлей». По известному выражению они вернули право плакать даже маститым генералам. Слушая ее текст, невольно возникают мысли о том, что написана она не только о судьбе военных. Для каждого из нас есть «малый промежуток» в строю, который еще предстоит занять. Как говорил в свое время Хемингуэй «не спрашивай по ком звонит колокол- он звонит по тебе». Отчасти и в этом заключен эмоциональный посыл тех невероятно искренних слов, что были в свое время написаны поэтом Расулом Гамзатовым.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Интересно, что хотя Жуков и назвал «Эх, дороги» последним плачем войны самая известная песня, которая стала во многом финальной в списке шедевров песен военной поры была написана значительно позже, чем произошла сама война.

Главный праздничный гимн «День Победы» был написан в 1975 году к 30-летнему юбилею победы над фашизмом. Интересно, что такая известная на сегодняшний день песня не заняла достойного места на соответствующем конкурсе, где выбирали лучшее музыкальное произведение для памятной даты. Кроме того она нещадно критиковалась за излишне положительный мотив, исказивший по мнению цензуры восприятие праздника. Вследствие такой оценки, песня долго не транслировалась по радио и не пропускалась на телевидении в прямых эфирах.

Всенародное признание она получила лишь позднее, когда была блестяще исполнена Львом Лещенко, который и по сей день прочно с ней ассоциируется.

фото из интернета
фото из интернета

Важно отметить, что, пожалуй нет таких людей, которые сказали бы, что песня «День Победы» им не нравится. Все дело в том, что она не только о победе в Великой Отечественной.

Она кроме того еще о том, что каждому из нас нужно вести трудную битву чтобы достигать целей и добиваться побед в самых разных жизненных ситуациях.

фото из интернета
фото из интернета

Наши отцы и деды победили тогда и передали желание и стремление всегда делать то же самое несмотря не на что. Вот о чем спел в 1975 году Лев Лещенко, являя зрителям это замечательное произведение.

Песня, о которой мы говорим лучше всего подчеркнула значение военной лирики в целом для современного человека. Она сегодня выглядит, как духовное послание потомкам и его значение представляется несоизмеримо более высоким чем все то, что делается во время празднования Дня победы ответственными за это людьми.

Повторим в заключение первоначальную нашу мысль.

Военные песни вошли в нашу жизнь не потому что они военные, а прежде всего потому, что рассказывают о человеческих чувствах, о жизни и ценностях не устаревающих со временем.

Пусть же для нас они сегодня будут тем ориентиром, памятуя о котором мы сможем двигаться вперед и побеждать несмотря не на что, как заповедали нам наши предки.

До встречи, дорогие читатели. Спасибо за внимание! Подписываемся, читаем, комментируем!