Аэродромный пожарный автомобиль АА-60 -160 "Ураган" на шасси МАЗ-7310 . Этот советский "красный монстр" всегда вызывал у меня чувство трепета и восторга. К сожалению, в последнее время его практически не возможно увидеть в наших аэропортах. Лично я "живые" видел только в аэропорту "Бегишево" Нижнекамск.
А вот два бывших уфимских. Давно списаны и стоят на одной базе на хранении (если это можно так назвать).
История создания этой машины начинается с инициативы Маршала Советского Союза Г.К. Жукова 25 июня 1954 года принимается постановление Совета министров СССР об организации на московском заводе ЗИС и минском автозаводе МАЗ специальных конструкторских бюро, для создания многоосных внедорожных колесных машин, для Министерства обороны.
Первой разработкой нового "Мазовского" КБ стало семейство четырехосных восьмиколесных балластных и седельных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-537.
Вторая базовая четырехосная модель МАЗ-543 была спроектирована в 1961 году. Этот грузовик разрабатывался как шасси для мобильных ракетных комплексов. Но помимо армии эти машины нашли широкое применение в гражданской сфере. На шасси МАЗ-543 были созданы бортовые грузовики, самосвалы, трубовозы, лесовозы и т д.
Аэродромная пожарная машина АА-60 (543)-160 на шасси МАЗ-543 была создана в 1973 году КБ-8 на Заводе пожарных машин в Прилуках Черниговкой области.
В качестве двигателя использовались дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, Д12А-525 - 38.8 л созданный на базе танкового двигателя В-2, который во время ВОВ устанавливался на Т-34.
В 1977 году появилась модернизированная пожарная машина АА-60 (7310)160.01. Базовое шасси было переименовано по новому ГОСТу в МАЗ-7310.
Новая модель отличалась автономным двигателем установленным в хвостовой части за цистерной 180-сильным V-образным восьмицилиндровым бензиновым двигателем ЗИЛ-375 приводившим пожарный насос ПН-60Б.
Затем последовала модификация АА-70 (7310)-220, предусматривавшая возможность порошкового тушения пожара. Она отличалась наличием третьего бака для двух тонн порошка.
С наружи их видели многие, но меня всегда интересовало в каких условиях приходилось выезжать и работать пожарным расчетам и водителю "Урагана".
Начнем с левой кабины водителя.
Рабочее место водителя. Если честно без практики и обвешанным фотоаппаратами мне не очень было удобно и быстро удалось забраться в кабину, а кого пожарным, хотя тренировки делают свое дело. Кабина честно говоря тесноватая, с не лучшим обзором.
Связь между кабинами и пожарным расчётом осуществлялась по радиостанции.
В правой кабине располагался пожарный расчет и место оператора пожарным насосом. Надо заметить, что пожарный насос может работать на ходу автомобиля при любых скоростях движения. В этом случае управление мотор-насосным агрегатом осуществляется оператором из кабины боевого расчета. При стоянке автомобиля управление может производиться как из кабины автомобиля, так и из мотор-насосного отсека.
- Расчет4 человека
- Габаритные размеры14300х3180х3300 мм
- Колесная база2200х3300х2200 мм
- Дорожный просвет400 мм
- Емкость цистерны для воды12000 л
- Емкость бака пенообразователя900 л
- Дальность подачи струи 70 м (вода), 40 м (пена)
- Полная масса43200 кг
- Максимальная скорость60 км/ч
- Расход топлива98 л/ 100 км
За время выпуска и эксплуатации было разработано несколько модификаций:
- АА-60(543)-160 - на шасси МАЗ-543. Отличался цистерной для воды на 11000 л. Выпущена небольшая серия.
- АА-60(7310)-160.01 -на шасси МАЗ-73101. Отличался увеличенным до 12000 л запасом воды, автономным приводом насоса. В состав расчёта включен моторист. Выпускался в 1978-1982 годах.
- АА-60(7313)-160.01А - на шасси МАЗ-73131. Выпускался с 1982 года.
- АА-70(7310)-220 - на шасси МАЗ-73101. Выпускался в 1982-1983 годах.
- АПС-70(7310)-197 220.01 - аварийно-спасательный (опытный). Отличался наличием спасательного трапа, инструментом для вскрытия фюзеляжа.
Летайте с комфортом и безопасно.