Найти в Дзене

Красный монстр-"Ураган". В каких условиях работал пожарный расчет. Вид внутри кабины

Аэродромный пожарный автомобиль АА-60 -160 "Ураган" на шасси МАЗ-7310 . Этот советский "красный монстр" всегда вызывал у меня чувство трепета и восторга. К сожалению, в последнее время его практически не возможно увидеть в наших аэропортах. Лично я "живые" видел только в аэропорту "Бегишево" Нижнекамск.

А вот два бывших уфимских. Давно списаны и стоят на одной базе на хранении (если это можно так назвать).

-2

История создания этой машины начинается с инициативы Маршала Советского Союза Г.К. Жукова 25 июня 1954 года принимается постановление Совета министров СССР об организации на московском  заводе ЗИС и минском автозаводе МАЗ специальных конструкторских бюро, для создания многоосных внедорожных колесных машин, для Министерства обороны.

Первой разработкой нового "Мазовского" КБ стало семейство четырехосных восьмиколесных балластных и седельных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-537.

Вторая базовая четырехосная модель МАЗ-543 была спроектирована в 1961 году. Этот грузовик  разрабатывался  как шасси для мобильных ракетных комплексов. Но помимо армии эти машины нашли широкое применение в гражданской сфере. На шасси МАЗ-543 были созданы бортовые грузовики, самосвалы, трубовозы, лесовозы и т д.

Аэродромная пожарная машина АА-60 (543)-160 на шасси МАЗ-543 была создана в 1973 году КБ-8 на Заводе пожарных машин в Прилуках Черниговкой области.

-3

В качестве двигателя использовались дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, Д12А-525 - 38.8 л созданный на базе танкового двигателя В-2, который во время ВОВ устанавливался на Т-34.

отсек двигателя и цистерна.
отсек двигателя и цистерна.

В 1977 году появилась модернизированная пожарная машина АА-60 (7310)160.01. Базовое шасси было переименовано по новому ГОСТу в МАЗ-7310.

Новая модель отличалась автономным двигателем установленным в хвостовой части за цистерной 180-сильным V-образным восьмицилиндровым бензиновым двигателем ЗИЛ-375 приводившим пожарный насос ПН-60Б.

Затем последовала модификация АА-70 (7310)-220, предусматривавшая возможность порошкового тушения пожара. Она отличалась наличием третьего бака для двух тонн порошка.

1 – лафетный ствол; 2 – цистерна для воды; 3 – емкость для пенообразователя; 4 - отсек мотор-насосного агрегата; 5 – кабина боевого расчета; 6 – кабина водителя; 7 -отсек для двигателя шасси.
1 – лафетный ствол; 2 – цистерна для воды; 3 – емкость для пенообразователя; 4 - отсек мотор-насосного агрегата; 5 – кабина боевого расчета; 6 – кабина водителя; 7 -отсек для двигателя шасси.

С наружи их видели многие, но меня всегда интересовало в каких условиях приходилось выезжать и работать пожарным расчетам и водителю "Урагана".

-7

Начнем с левой кабины водителя.

Пассажирское место за водителем -  баллоны с сжатым воздухом предназначены для аварийного запуска двигателя.
Пассажирское место за водителем - баллоны с сжатым воздухом предназначены для аварийного запуска двигателя.

Рабочее место водителя. Если честно без практики и обвешанным фотоаппаратами мне не очень было удобно и быстро удалось забраться в кабину, а кого пожарным, хотя тренировки делают свое дело. Кабина честно говоря тесноватая, с не лучшим обзором.

Связь между кабинами и пожарным расчётом осуществлялась по радиостанции.

-10

В правой кабине располагался пожарный расчет и место оператора пожарным насосом. Надо заметить, что пожарный насос может работать на ходу автомобиля при любых скоростях движения. В этом случае управление мотор-насосным агрегатом осуществляется оператором из кабины боевого расчета. При стоянке автомобиля управление может производиться как из кабины автомобиля, так и из мотор-насосного отсека.

  • Расчет4 человека
  • Габаритные размеры14300х3180х3300 мм
  • Колесная база2200х3300х2200 мм
  • Дорожный просвет400 мм
  • Емкость цистерны для воды12000 л
  • Емкость бака пенообразователя900 л
  • Дальность подачи струи 70 м (вода), 40 м (пена)
  • Полная масса43200 кг
  • Максимальная скорость60 км/ч
  • Расход топлива98 л/ 100 км

За время выпуска и эксплуатации было разработано несколько модификаций:

  • АА-60(543)-160 - на шасси МАЗ-543. Отличался цистерной для воды на 11000 л. Выпущена небольшая серия.
  • АА-60(7310)-160.01 -на шасси МАЗ-73101. Отличался увеличенным до 12000 л запасом воды, автономным приводом насоса. В состав расчёта включен моторист. Выпускался в 1978-1982 годах.
  • АА-60(7313)-160.01А - на шасси МАЗ-73131. Выпускался с 1982 года.
  • АА-70(7310)-220 - на шасси МАЗ-73101. Выпускался в 1982-1983 годах.
  • АПС-70(7310)-197 220.01 - аварийно-спасательный (опытный). Отличался наличием спасательного трапа, инструментом для вскрытия фюзеляжа.
-12

Летайте с комфортом и безопасно.

Спасибо за внимание и подписку на мой канал в Дзене.