Найти тему
Франшиза Суши Wok

Эволюция франшизы

Появлению первой франшизы в мире предшествовали века, события и, наконец, люди, которые тестировали разные элементы франчайзинга и выясняли, насколько эти инструменты полезны. Заглянем вглубь веков и отыщем черты современной франшизы?

  • В 1492 году Христофор Колумб получил от королевы Испании Изабеллы I монопольное право на открытие новых земель в Западной Индии. Согласно договору, мореплаватель должен был стать вице-королем всех новых земель (в случае, если амбициозный морской проект получится завершить). Именно этот договор часто трактуют как первый договор франчайзинга. В 1499 году «франшиза» была отменена, и по «местам славы» Колумба направились другие мореплаватели.
  • «Franchise» (что значит, «привилегия») встречается и во Франции в Средние века. Французская франшиза того времени работала так: короли выдавали специальное разрешение знати (светской и духовной) на охоту в королевских лесах, а также на вырубку деревьев (с последующей продажей). В случае отсутствия разрешения, пойманного на месте преступления браконьера ждала смертная казнь или (если повезет) отрубание руки/выкалывание глаза. Конечно, за нарушение условий франшизы того времени можно было «откупиться» большим штрафом, но не всегда.
  • Католическая церковь организовала сбор налогов по «франшизе». До 1592 года сборщики, получив налоги с населения, основную долю отправляли Папе, а часть оставляли себе.
  • Английские короли, как и французские, зарабатывали на своей земле (пользуясь единоличным правом владения). Подданные могли заниматься добычей железной руды и угля, выплачивая королям роялти (вознаграждение);
  • В XVIII веке в Англии появилась система «связанных домов». Были введены ограничения на продажу пива, которые повлекли за собой формирование определенных правил. Власти выдавали лицензии на продажу пива только хозяевам постоялых дворов. Владельцы, получившие лицензию, были обязаны содержать свои постоялые дворы по определенным правилам, то есть в соответствии с требованиями властей.
До середины XIX века все правовые отношения, в которых фигурировали понятия «привилегия», «право», «льгота», имели черты современного франчайзинга.
-2

Во второй половине XIX века начинается интенсивное развитие промышленности. Известные бренды получают прекрасную возможность для расширения своего бизнеса. Однако они сталкиваются, во-первых, с непреодолимыми сложностями в сфере контроля своих разрастающихся филиалов и представительств и, во-вторых, с трудностями финансирования своей увеличивающейся сети. Наступает новая эра в предпринимательстве: имущественно-самостоятельной организациипередается торговая марка большой сети по договору франчайзинга. Самый известный пример франчайзинга того времени — это отношения компании Йозефа Зингера («Singer Sewing Machine Company») со своими дистрибьюторами. Согласно договоренности с компанией, дилеры (то есть уже франчайзи) получили дополнительные обязательства и должны были предоставлять обслуживание машин по запросу покупателя.

-3

На рубеже XIX и XX веков законодательная деятельность, в том числе, и в странах Западной Европы, была направлена на урегулирование правовых отношений в сфере франчайзинга: 20 марта 1883 года была подписана «Парижская конвенция об охране промышленной собственности». А в начале XXвека франчайзинг начал использоваться уже не только в крупной промышленности, но в сферах обслуживания и торговли.

К середине XX столетия появился франчайзинг второго поколения – «Business Format Franchise». Теперь происходила передача не только товарного знака, но и общей технологии ведения бизнеса, уже протестированной франчайзером (включая фирменный стиль). Выгоды обеих сторон от работы по этой системе были очевидны: франчайзер получал прибыль от быстрого роста при минимальных рисках, а франчайзи – проверенную коммерческую модель.

-4

В последние десятилетия все мировые франчайзеры интенсивно развивают собственные франчайзинговые сети за пределами своих государств. Современный франчайзинг это доступный̆ способ организации бизнеса в зарубежных странах.

Сейчас франчайзинг активно выходит за пределы традиционных областей̆ его применения. Это приводит к диверсификации франчайзинга, обогащению его методов и популяризации бизнес-модели. Впереди нас ждет еще много интересного!