Эта хрупкая 22-летняя девушка, командир партизанского отряда спецназа, доставила гитлеровцам массу неприятностей. Отважная комсомолка Елена Колесова первую свою боевую награду получила в Кремле, ее «атаману Лельке» вручил лично «всесоюзный староста» Михаил Калинин.
Атаманша с детства
«Алешкой (Лелькой)-атаманом» Лену Колесову, по ее же собственному признанию (она об этом писала в своих письмах с фронта), прозвали еще в детстве – за боевой командирский характер: девчонка всегда была заводилой среди друзей. В очерке Георгия Фролова, ветерана Великой Отечественной войны, публициста и журналиста, автора ряда материалов о девушках-героях ВОВ, есть краткая характеристика довоенной биографии Елены Колесовой, взятая из документов о присвоении отважной партизанке звания Героя Советского Союза.
С 8 лет, после смерти отца, Лена жила у тети в Москве. Окончила школу, поступила в педагогическое училище. Получив диплом, работала учителем начальных классов, пионервожатой. В первый день войны пионервожатая вернулась из загородного похода, куда ходила с восьмиклассниками своей школы. Сразу же вместе со школьниками пошла в райком. Ребят тогда мобилизовали на трудовой фронт, а Лену, как она сама писала, «не отпустили». Колесова записалась на курсы санитарных дружинниц, окончила их. Ежедневно обивала пороги райкома и ЦК комсомола, требуя направить ее в действующую армию.[С-BLOCK]
В группе Спрогиса
В конце концов Елену Колесову в октябре 1941 года приняли в группу майора Артура Спрогиса, одного из руководителей партизанского движения, на тот момент служившего уполномоченным в разведывательном отделе штаба Западного фронта. Автор книги «Люди легенд» Виктор Павлов писал, что Колесова вместе с остальными комсомольцами-добровольцами проходила обучение в спецшколе в Москве – парни и девушки учились стрелять, изучали минно-взрывное дело, знакомились с азами разведывательной деятельности. Спортсмены, значкисты ГТО и отличные стрелки были в приоритете при отборе в партизанские спецотряды.
Пленение и избавление
О своем первом боевом опыте рассказала сама «атаман-Лелька» – в марте 1942 года перед вручением боевого ордена, в документе, адресованном ЦК ВЛКСМ. В октябре 1941 года партизанская группа, в которую входила Елена Колесова (8 человек, поровну парней и девушек), занималась минированием дорог и разведкой в Подмосковье. Девушки отделились от парней и под командованием Колесовой направились к Старой Рузе. Одна из партизанок группы, Нина Шинкаренко (Флягина) вспоминала, что их, двух разведчиц, Нину и Елену, немцы задержали и арестовали по подозрению к принадлежности к партизанам (впоследствии девушек отпустили, поверив в их легенду).
Нина Шинкаренко и Елена Колесова за время пребывания в Старой и Новой Рузе собрали много сведений о расположении немецких войск, о количестве и местонахождении боевой техники. Вся эта информация после воссоединения девушек со своей боевой группой была доложена Артуру Спрогису.[С-BLOCK]
Боевые девушки
По воспоминаниям Нины Шинкаренко, после этого задания девушки обратились к Спрогису с просьбой создать самостоятельную девичью партизанскую группу для действий во вражеском тылу. В результате в январе 1942 года был сформирован отряд из 9 девушек, который возглавила Елена Колесова, его направили для диверсионной деятельности в Калужскую область с заданием разведать местность и заминировать дороги. Девушки справились с заданием. Им пришлось вступить в двухдневный бой с немецким десантом, одна из партизанок погибла, еще одну ранило. Ее вынесла с поля боя «Алешка-атаман» (впоследствии партизанка Зоя Суворова умерла от ран).
Все девушки за выполнение задания получили боевые награды, орден Боевого Красного Знамени Елене Колесовой в марте 1942 года в Кремле вручил лично председатель Президиума Верховного совета СССР Михаил Калинин.[С-BLOCK]
Последний бой
Автор книги «Люди легенд» Виктор Павлов писал, что через месяц после этого боя «женский десант» (12 девушек, младшей 18 лет, старшей 26) выбросили для диверсионной работы в Борисовском районе Минской области. Трое партизанок при десантировании у деревни Миговщина погибли, еще одна серьезно травмировала позвоночник. Через несколько дней после выброски в тыл двух девушек из отряда Колесовой арестовали гитлеровцы, партизанки попали в гестапо.
С начала мая по сентябрь 1942 года партизанская группа Колесовой, насчитывавшая уже 50 человек, вела активные действия в Минской области: отрядом «Леньки-атамана» был взорван мост, пущены под откос 4 гитлеровских поезда, уничтожены 3 автомобиля и сотни военнослужащих вермахта. В населенных пунктах, находившихся в зоне действия отряда, расклеивали листовки, в которых говорилось о вознаграждении тем, кто укажет местонахождение «здоровой бабы с орденом» (так именовали гитлеровцы Елену Колесову) – за это обещали 30 тысяч дойчмарок, корову и 2 литра шнапса.
… Как вспоминала Нина Шинкаренко, в конце августа 1942 года было принято решение о разгроме вражеского гарнизона в Выдрице (122 км от Минска), для этого объединили несколько отрядов партизан. В бою 11 сентября Елена Колесова была смертельно ранена.
Спустя 2 года ей посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Память об «атамане Лельке» увековечена памятными знаками и мемориальными досками, именем Елены Колесовой названы школа и электропоезд, а также улицы в ряде населенных пунктов в России и Белоруссии.