Уже давно о скале Роколл в Северной Европе ходят нехорошие слухи. Много прозвищ дали скандинавы этой скале: «Каменный утюг», «Гранитный клык». И это не удивительно, скала действительно выглядит зловеще: больше всего напоминает зуб, который в злобном оскале показывает Атлантика любопытным и не очень. Многие хоть одним глазком хотели бы взглянуть на гиблое место, но удается это не многим, в основном рыбакам. Настоящее название скалы на русский переводится как «все камень». Роколл скала не маленькая: высота гряды — 21 метр над уровнем моря, а ширина — 24 метра.
Это страшное творение природы к радости мореплавателей расположено вдали от основных морских путей, все старались близко не подплывать к скале. Все кроме команды парохода «Нордж». Ужастная катастрофа, унесшая жизни не одной сотни людей произошла 8 июня 1904 года.
22 июня 1904 года из Копенгагена в Америку «Нордж» отправился в рейс. Он проживал лучшие годы своей недолгой жизни: построили небольшое судно 23 года назад шотландцы, специально для фирмы «Дет Форенди». В этот раз в Америку должны были попасть 700 пассажиров и 74 члена экипажа. Кто-то из них догадался уговорить капитана изменить обычный курс для того, чтобы увидеть легендарную скалу. Эта идея стала роковой для большинства пассажиров и членов команды. И вот, когда наступил шестой день пути «Нордж» подошел скале Роколл. Все небо затянуло хмурыми тучами, усилился северо-западный ветер. Команда немного неправильно просчитала маршрут.
Капитан парохода поднялся на палубу и приказал матросам сообщить всем пассажирам, что еще немного и они проплывут рядом со знаменитой скалой. Всех желающих пригласили посмотреть на зрелище.
В 7.45 пароход практически остановился, послышался один удар, потом другой, зрители упали. Носовая часть корабля поднялась из воды, но механизм судна продолжал тянуть пароход вперед. Капитан приказал дать задний ход, по характеру повреждений команда поняла, что судно напоролось на подводный риф Роколла — риф Хэллен. Пароход принял свое обычное положение и пассажиры подумали, что ничего страшного не случилось. В это время все увидели ужасающую скалу, все это походило на насмешку судьбы. Но, увы все было далеко не так просто. Моряки доложили капитану, что первый и второй трюмы залиты водой по уровню человеческого роста, а днище и второе дно наверное пробиты в нескольких местах. Пробоины нельзя было ничем залатать из-за прибывающей воды и плотно уложенного груза. Спасти судно было нереально.
Пароход носом шел ко дну. Люди убегали все ближе к корме. В воду удачно спустили только семь шлюпок и все плоты, и все же подавляющее количество людей осталось на тонущем корабле. Катерина Силландер, спасшийся пассажир, позже рассказывала: «Сначала в воду прыгнул один человек, затем второй, третий. Вскоре после этого в воде можно было насчитать сотни плавающих голов. Люди предпочли умереть на свободе океанского простора, нежели в тесном чреве корабля. Немногие остались на пароходе, надеясь, что он, может быть останется на плаву». Многих из них как спрут утащил ко дну тонущий корабль.
Карл Матьессен — матрос , который спасся рассказал такое: «Над океаном слышались крики, ругань, плач, стенания. На палубе с третьим штурманом я спускал на воду шлюпки. На первой из них заело тали, и она пошла к воде носом вниз так, что все, кто в ней находился, попадали в воду. Висевшую на кормовых талях шлюпку стало бить на зыби о борт парохода...Потом мы стали готовить другую шлюпку. За нами шла толпа плачущих женщин с детьми. Офицеры и команда не знали по каким шлюпкам они были расписаны, и все время бегали то к одной, то к другой. Некоторые из матросов садились в шлюпки первыми и лишь после угроз капитнов в них стрелять вылезали из шлюпок на палубу. Капитан Гандел все время находился на мостике. Он отдал сразу столько команд, что экипаж толком не знал, что делать».
Пароход тонул недолго, всего двенадцать минут. Было дождливое серое утро, рядом с рифом плавало много людей, обломки корабля и...лишь две шлюпки в которых сидело не меньше двухсот человек. Это рассказал Карл Матьессен, который вместе со вторым штурманом успел спустить третью, маленькую шлюпку, за секунды перед тем, как пароход погрузился на дно океана. Они подобрали на борт маленького суденышка 29 человек, сколько смогли.
Капитана Ганделла подобрала первая шлюпка. Он пришел в себя и направил ее к ближайшей земле. Это был Сент-Килд. В шлюпке было слишком много народу (61 человек), в ней было лишь две банки воды и упаковка галет. На второй шлюпке было столько же народу, а в маленькой рабочей шлюпке спаслись 30 пассажиров.
Спасенные на шлюпке, которой командовал капитан, провели в море четыре долгих дня, вдалеке они видели корабли, но никак не могли привлечь их внимание. Шел пятый день, они увидели землю, но прежде чем попасть на спасительную сушу, измученных и душой и телом людей подобрал немецкий пароход «Энергия».
Вторую шлюпку обнаружили намного быстре. Ее заприметила команда рыболовного судна «Сильвия», они погрузили пассажиров на борт и поплыли к скале в надежде обнаружить живых. Но ничего кроме обломков корабля и трупов в спасательных жилетах они не нашли.
Пассажиров самой маленькой рабочей шлюпки спасла команда парохода «Сернова».
Из 774 человек спаслось лишь 153, в живых осталось 120, погибли 654. Если бы капитан не ошибся, все бы спокойно и без потерь доехали до Америки.
Что же делать с рифом и скалой? Об этом задумались руководители морских держав. Хотели взорвать, но никто на это не собирался тратить деньги. Так о Роколле и позабыли, только в 1972 году британцы установили на скале сигнальный фонарь, который светит каждые 15 минут. А риф, который стал причиной трагедии исследовали при помощи новейших технологий. Говорят, рыбаки, которые плавают неподалеку от злополучной скалы, слышат стоны, плач и крики утонувших. Иногда даже видят призраки, которые просят о спасении. Правда это или байки, которыми пугают детей, нам никогда не узнать.