Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Тревожный сигнал Израилю: новая угроза – подводные беспилотники ХАМАС

Морское оружие-невидимка представляет собой серьезную новую проблему безопасности в борьбе Израиля с ХАМАС и с Ираном. В ходе войны в Газе по Израилю были выпущены тысячи ракет, большая часть которых была сбита израильской системой ПВО «Железный купол». Но «террористы» ХАМАСа – именно так их определяет правительство США – также развернули новые морские вооружения, на которые обратила внимание израильская разведка.

Это оружие бывает трех типов – подводные пловцы-коммандос, которые используются для контрабанды оружия в Газу и для других операций; полуавтономные малые лодки, начиненные взрывчаткой; и большой беспилотный подводный аппарат, или БПА.

Беспилотная подводная лодка ХАМАС была уничтожена сразу силами ВВС и ВМС Израиля. Было опубликовано видео, предоставленное Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ), один из фрагментов показывает взрыв, уничтоживший БПА. На другом изображена небольшая белая машина, уезжающая с места недалеко от взрыва после уничтожения БПА. В автомобиле также произошел взрыв, в результате которого находившиеся в нем операторы погибли. Есть как минимум одна фотография разрушенной машины.

БПА был отправлен для атаки израильских целей, вероятнее всего, морской буровой установки Tamar Natural Gas, питаемой из пяти подводных скважин. Из-за войны в Газе все морские платформы Израиля были закрыты. ХАМАС пытался поразить буровую установку Tamar ракетами, но снарядам не хватало точности, необходимой для поражения такой цели. ХАМАС также запустил более точные беспилотники для выполнения этой задачи. На данный момент ВВС Израиля сбили как минимум два беспилотника с помощью ракет класса «воздух-воздух» Python 5. Третья была уничтожена системой ПВО «Железный купол».

Главная загадка – откуда взялся БПА? Согласно сообщениям израильской прессы, полученным от ЦАХАЛ, БПА был довольно большим коммерческим аппаратом, который был переоборудован для использования в военных целях. В ЦАХАЛе указали, что БПА довольно большой и его буксировали к месту старта. Он нес от 30 до 50 килограммов взрывчатки, которой было явно недостаточно, чтобы опрокинуть нефтяную платформу, но достаточно, чтобы вызвать серьезную тревогу и обеспечить психологическую победу. Платформа Tamar могла быть не единственной целью, и на данный момент неизвестно, есть ли в арсенале ХАМАСа еще БПА.

Коммерческие БПА производятся во многих странах. Коммерческие приложения этих аппаратов включают картографирование морского дна, обследование трубопроводов и подводных конструкций, океанографические исследования, мониторинг окружающей среды, морские геологические исследования и поисковые операции. Но коммерческие и военные БПА очень похожи между собой. Военные БПА могут быть вооружены различными способами, в том числе для установки глубоководных мин, запуска торпед и ракет, а также для операций с террористами-смертниками. БПА в Газе был задуман как одноразовое оружие террористов-смертников. Хотя в прессе сообщалось, что БПА ХАМАСа был автономным, операторы ХАМАСа, вероятно, контролировали его с берега.

ХАМАС использует беспилотные дроны. В течение некоторого времени ХАМАС преследовал автомобили. Дрон Ababeel1, впервые использованный в Газе в 2014-м году, был разработан Мохамедом Зуари, тунисским аэрокосмическим инженером, который работал в военном крыле ХАМАСа «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама». Зуари выполнял свои проектные работы в Сфаксе, Тунис, где был изготовлен дрон, который позже был передан Ирану. Также было известно, что Зуари работал над БПА. Он был убит в Сфаксе 15 декабря 2016-го года

БПЛА и БЛА ХАМАСа – это, по сути, системы первого поколения, для которых нужен человек-оператор. Но вскоре это может измениться. У Ирана уже есть большой полностью автономный БПА. Когда в сентябре 2019-го года Иран нанес удар по нефтяным объектам Саудовской Аравии в Хурайсе и Абкаике, он использовал крылатые ракеты собственного производства и беспилотники. Эти беспилотники представляли собой иранские беспилотные летательные аппараты с треугольным крылом, название которых пока не установлено.

Что отличает их от других, так это то, что они, кажется, работают действительно автономно и, вероятно, имеют технологию сопоставления сцен, позволяющую им поражать цели с большой точностью. Поскольку ХАМАС в основном получает оружие из Ирана, вскоре он приобретет гораздо более точные БПЛА и, возможно, автономные БПА.

Для протокола: Иран не признал, что атаковал Саудовскую Аравию в 2019-м году. Однако траектория оружия указывает на то, что оно было выпущено либо с иранской территории, либо из Ирака в районе северной границы. Официально повстанцы-хуситы в Йемене взяли на себя ответственность за нападения.

Растущая угроза из Газы, несомненно, беспокоит израильские вооруженные силы до такой степени, что они хотят полностью уничтожить ХАМАС. Можно ли этого добиться без полной оккупации Газы, пока не ясно.

Новый вызов. Несомненно, в будущем использование БПА будет только распространяться. Это означает, что прибрежные районы, морские платформы и военно-морские суда – военные и гражданские – будут все чаще подвергаться атакам. Редко какое государство может позволить себе иметь самолеты наблюдения и нападения, а также корабли противолодочной обороны (ПЛО), работающие вокруг чувствительных целей на постоянной основе. Нефтяные терминалы, нефтеперерабатывающие заводы, военные порты, электростанции, морские платформы и другие чувствительные объекты будут становиться все более уязвимыми, если не будут установлены датчики раннего предупреждения и физические барьеры.

Примечательно, что БПА можно перевозить на рыболовных судах и коммерческих морских транспортерах и сбрасывать в воду рядом с их целями. В конце апреля 2021-го года дистанционно пилотируемый катер, начиненный взрывчаткой, нацелился на саудовский порт Янбу в Красном море. Это было довольно далеко от территории Хуситов. Эта беспилотная лодка могла быть сброшена более крупным судном в Красном море.

Янбу находится в 300 км к северо-западу от Джидды и является важным нефтяным портом Саудовской Аравии. За последние пять лет хуситы использовали беспилотные лодки во многих атаках. В феврале 2017-го года хуситы использовали беспилотный катер-смертник против саудовского фрегата Al Madinah .

Иран также совершал атаки, по всей видимости, с использованием БПА. 12 мая 2019-го года четыре нефтяных танкера – два саудовских, один норвежский и один ОАЭ – подверглись нападению, стоя на якоре у порта Фуджейра. Атаки были совершены с помощью БПА «Аждар» («Дракон»). «Аждар» похож на удлиненную торпеду – его длина составляет 8 метров, – но он намного медленнее, чем обычная торпеда. Он считается чрезвычайно малозаметным и тихим, может не быть задействованным для атаки до 24 часов и может нести 200 кг взрывчатки. Он питается от батареи.

Эти угрозы и события означают, что Израиль видит потребность в новой защите своей внутренней безопасности, особенно в датчиках с высоким разрешением, которые могут улавливать БПА. Израильская компания DSIT Solutions разработала продукт под названием AquaShield, высокопроизводительный гидролокатор для обнаружения дайверов (DDS). Он предназначен для обеспечения постоянной подводной безопасности ценных прибрежных и морских активов, таких как военно-морские базы, порты, нефтегазовые терминалы, морские платформы, подводные трубопроводы и кабели, ядерные энергетические объекты и каналы.

Для обеспечения безопасности на поверхности существует ряд радаров, оптимизированных для обнаружения небольших морских судов и полупогружных аппаратов, таких как те, которые используются наркодилерами картелей в Карибском и Тихоокеанском регионах для целей контрабанды. Для защиты платформы и гавани даже классическая подводная защитная сеть была модернизирована оптоволоконными кабелями и может быть интегрирована с гидролокаторами.

По мере распространения БПА и беспилотных наземных транспортных средств защита объектов будет приобретать все большее значение, особенно в уязвимых районах Восточной и Южной Азии. Ясно то, что рост беспилотных воздушных, наземных и военно-морских транспортных средств создает сложные угрозы, которым необходимо будет противодействовать. Такие угрозы будут не только распространяться, но и увеличиваться как в возможностях, так и в технологической изощренности.

BRYEN