После того, как в 1971 году произошёл первый (но не последний) распад именитой американской рок-группы Iron Butterfly, двое бывших её участников - гитарист Ларри Рейнхардт по прозвищу "Рино" и бас-гитарист Ли Дорман - решили продолжать сотрудничество и начать собственное дело. У них были общие взгляды на музыку, что привело к настоящей мужской дружбе и желанию писать песни вместе. В "Железной бабочке" им не удалось полностью реализовать свои творческие замыслы, хотя альбом "Metamorphosis" (1970) уже продемонстрировал, какой материал стремились играть приятели. Их приоритетом был мощный хард-рок, вещь по тем временам очень актуальная, и в светлых головах Рино и Дормана зрел оригинальный подход к модному жанру. Барабанщиком группы стал Бобби Колдуэлл, игравший до того у Джонни Винтера, а певцом - Род Эванс, уволенный из Deep Purple за "неподходящий для хард-рока вокальный стиль". Эванс к тому времени обосновался в США и успел заключить контракт с компанией Capitol, которая выпустила его сольный сингл с записью эстрадной песни Hard To Be Without You.
Однако, получив многообещающее приглашение от новой группы, Эванс оставил помыслы о карьере эстрадника и решил вновь попробовать себя на поприще тяжёлого рока - видимо, хотел показать Блэкмору и компании, что те заблуждались на его счёт. И хотя Род действительно пел совсем в другой манере, чем ведущие хард-роковые вокалисты, это не мешало ему создавать особую надмирную, магическую атмосферу. Собравшись вместе, воодушевлённые музыканты без ложной скромности решили взять себе имя Captain Beyond - Капитан Запредельность. Первоначально в составе был и клавишник, но он довольно быстро самоустранился, и группа стала квартетом.
И гитарист Рейнхардт, и барабанщик Колдуэлл в юности сотрудничали с братьями Оллмэн, поэтому они воспользовались старыми связями и подписали контракт с компанией Capricorn Records, которая специализировалась на исполнителях "южного рока" - забегая вперёд, скажем, что это был не очень удачный выбор. Тем не менее, дебютный альбом, вышедший в июле 1972 года, был издан в шикарном оформлении, с трёхмерным рисунком на обложке и потрясающей музыкой внутри.
При этом композиции, записанные на диске, очень мало напоминали "южный рок" или творения таких столпов харда, как Black Sabbath, Deep Purple Mark II и иже с ними. Это совершенно самостоятельная, оригинальная работа, в которой один ураганный фрагмент, сыгранный с ошеломляющей скоростью, переходит в другой, непринуждённо меняя размер, и эта раскованность мышления напоминает джаз, а общее построение по сюитному принципу роднит альбом с прогрессивом. Барабанщик Колдуэлл управляет составом, несущимся по пересечённой местности, как опытный дирижёр, басист Дорман свингует вовсю, а гитарный магистр "Рино" так и сыплет виртуозными пассажами, сверкающими, словно созвездия в ночном небе. Психоделические вставки с "космическими" эффектами изящно вписаны в это бушующее рок-торнадо. Запредельность как она есть. Создавали волшебство все четверо, но на пластинке авторство приписано только Колдуэллу да Эвансу, так как Дорман и Рейнхардт ещё были связаны узами контракта с Iron Butterfly. К сожалению, великолепный альбом не получил должного внимания публики, поскольку от релизов Capricorn Records ожидали несколько иной музыки, а поклонники хард-прогрессива паслись на других лейблах. Разочарованный Колдуэлл переметнулся к Рику Дерринджеру, и второй лонгплей группа записывала с новым барабанщиком. Поначалу им стал англичанин Брайан Глэскок, бывший участник групп The Gods и Toe Fat, где играл вместе с небезызвестным Кеном Хенсли. Чтобы разнообразить звучание, ему на подмогу был приглашён исполнитель на конгах, уроженец Кубы Гильерме Гарсия. Но игра Глэскока чем-то не устроила руководство Capricorn, и вместо него по рекомендации Гарсии в коллективе появился ещё один кубинец - Марти Родригес. Разумеется, эти два жгучих кабальеро начали активно подпитывать музыку "Капитана" легкомысленными латиноамериканскими ритмами. Кроме того, опять же по настоянию рекорд-компании, в состав ввели пианиста по имени Рис Уайнэнс - фирма не оставляла надежд получить клона успешных The Allman Brothers Band.
Конечно, эта пёстрая компания собачилась между собой в студии почём зря: Рино с Дорманом фигачили жесткий хард, латиносы поперёк им играли своё родное, клавишник терялся и не понимал, что ему делать, а вокалист Эванс бесился и проклинал вообще всё. В конце концов он сбежал домой в Лос-Анджелес и записывал свои вокальные партии отдельно от остальных. Как ни странно, конечный результат получился весьма интересным, хотя и не таким завораживающим, как дебютник: разнородные элементы непостижимым образом сплелись в причудливый, но притягательный орнамент. Здесь пришлось отказаться от соединения композиций в единое полотно, поэтому прог-роковая составляющая ослабла, а джазовая, напротив, усилилась. Автором композиций указан бас-гитарист Дорман, но сам он говорил, что сочинил все песни вместе с Эвансом и Рейнхардтом.
Альбом, иронично названный "Sufficiently Breathless" - "Достаточно бездыханный", был выпущен осенью 1973 года. В Америке пластинка вновь прошла незамеченной, а в Британии её не выпустили вообще. Пессимистичный рефрен заглавной композиции, где постоянно повторялась фраза "не для чего жить", оказался пророческим: группа после выхода пластинки фактически перестала существовать. Отцы-основатели Эванс, Рейнхардт и Дорман категорически не хотели работать с Родригесом, которого считали слабым барабанщиком, пианист Уайнэнс покинул состав по собственному желанию, и воцарилась настоящая бездыханность. Всё изменилось, когда вскоре назад запросился барабанщик Бобби Колдуэлл: воссоединившийся оригинальный состав тут же был отправлен в гастрольное турне по Америке. Концерты пользовались большим успехом у публики, и планировалась запись третьего альбома, но на Рождество Род Эванс сделал коллегам неожиданный "подарок", объявив о своём окончательном уходе. Его последнее выступление в составе Captain Beyond состоялось 31 декабря 1973 года, после чего группа опять погрузилась в кому.
Правда, в 1976 году Колдуэлл, Дорман и Рейнхардт вновь объединились, пригласив вокалиста Вилли Дафферна, и выпустили неплохой хардовый альбом Dawn Explosion (Взрыв рассвета), однако новым рассветом он не стал - поезд уже ушёл. Повторить вспышку озарения, породившую дебют "Капитана", у музыкантов ни вместе, ни врозь больше не получилось. В 1978 году команда снова разбежалась, казалось, что навсегда.
Да, были последующие реюнионы, первый из которых состоялся в 1998 году - двадцать лет спустя, как у Дюма. Правда, ни Дорман, ни Эванс в состав больше не вернулись. Дорман предпочёл связать свою судьбу с возрождённой Iron Butterfly, куда он вернулся в конце семидесятых. Эванс же, после неудачной попытки собрать новый Deep Purple, пропал с музыкального горизонта. А в 2012 году вначале Рейнхардт, а за ним Дорман ушли из жизни. Лишь Бобби Колдуэлл по-прежнему выступает под легендарным названием Captain Beyond вместе с набранными им новыми музыкантами. Ну, а мы напоследок посмотрим концертную видеозапись оригинального состава, сделанную на фестивале в Монтрё.