Последним, четвертым, евангелием в Новом завете является евангелие от Иоанна. Может быть составители Нового завета не просто так определили его место.
Первые три описания жизни Христа в науке получили наименование синоптических, а их авторы синоптиков. Данный термин происходит от греческого "синопсис"- общий взгляд. Это ни как не говорит об историчности этих евангелий, они различаются в ключевых моментах, синоптическими их называют, чтобы отличить от четвертого евангелия, евангелия св. Иоанна. Профессор З. Понятовский в «Очерке истории религии» подсчитал, что Иоанн сходится с синоптиками лишь в 8 %, а остальные 92 % — исключительно личный вклад четвертого евангелиста в рассказ о Христе. И действительно, у синоптиков Иисус- человек. Так Марк, текст которого наиболее ранний из всех евангелий, ничего не знает ни о чудесном рождении, ни о воскресении. У синоптиков Иисус реальная личность, учитель, целитель. Ничего подобного нет у Иоанна. Иисус Иоанн не имет человеческих черт, он изначально сущность божественная, и все повествование направлено на о. чтобы утвердить читателя в этом. У синоптиков Иисус ничего не говорит о себе, и уж тем более о том, что он сын божий.
Не так поступает Иисус Иоанна. Он нисколько не скрывает свою божественную сущность. Уже Иоанн Креститель, увидев Иисуса говорит своим ученикам :
" И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий.
На другой день снова стоял Иоанн, и из учеников его двое.
И взглянув на проходящего Иисуса, он говорит: вот Агнец Божий."
И у Иоанна вы не найдете сцены крещения Иисуса. В самом деле, если тот бог, то на нем нет первородного греха, и крещение не нужно. Нет и сцены искушения в пустыне, и по той же причине.
Сам Иисус Иоанна, говоря о себе выражается метафорами, красивыми, но бессмысленными, допускающими весьма широкие толкования, в зависимости от желания толкователя. Вот примеры таких метафор :
Я – хлеб жизни.
Пока Я в мире, Я свет миру.
Я – дверь овцам.
Я – путь и истина и жизнь
Я – истинная виноградная лоза и т.д.
Библеисты насчитали больше сотни подобных сентенций.
В Евангелии от Иоанна мы читаем о восьми чудесах, совершенным Иисусом. Только два из них известны синоптикам (чудо о пяти хлебах и хождение по воде), остальные плод фантазии Иоанна. Пожалуй самым известным чудом является воскресение Лазаря. Нет, у синоптиков тоже есть эпизод с воскресением девочки, но там все три евангелиста единодушно пишут - она заснула. Вполне себе медицинский факт. У Иоанна все обставлено весьма драматично. Тут тебе и четырех дневный труп ( наверняка стал уже попахивать), и пелены... Вот только синоптики ничего такого не знают. Будучи хорошо знакомы с сестрами, Марфой и Марией, они ничего не знают об их брате. Нет упоминаний об этом чуде и у никого другого, что говорит о том, что все это придумано Иоанном, чтобы подкрепить его концепцию божественности Иисуса.
Другим вкладом Иоанна в христологию стало, в дальнейшем оказавшие сильнейшее влияния на становлении новой религии, понятие логоса. Оно появляется в самом начале евангелия.
В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.
Оно было в начале с Богом, Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло.
Тут можно проследить два источника этого речения. Первый источник Египет -
При помощи семи изречений Нейт создает богов и духов.
Второй источник- это философия Гераклита.
Современные исследователи единодушны во мнении, что четвертое евангелие было создано в Эфесе, городе, который был одним из культурных центов Римской империи. И Эфес был родным городом Гераклита.
Для Гераклита логос - разумная, вечная, суверенная основа всех вещей. Понятие логоса далее встречается у Платона, Аристотеля и стоиков, которые отождествили логос с душой мира.
Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах еврейского философа Филона Александрийского. Филон получил эллинистическое образование, но остался верен иудаизму.
Он был из тех людей, которые хотели сблизить эллинизм и еврейство. Но Ветхий Завет, это все же история еврейского народа, и в этой истории далеко не все было красиво и пристойно. Поэтому предлагалось рассматривать все эти истории как аллегории, которые имели высокий смысл. Филон рассматривал бога как творца, далекого от мира. Эта была непостижимая для людей духовная сила, безличная и бестелесная. Материя- зло, бог не может с ней взаимодействовать, появляется посредник- логос. Логос - слово бога, излучение его духа, разум и начало вещей. Логос управляет миром, как душа человеком. Филон нередко называет логос "сыном божьим". Иоанн полностью отождествил логос с Иисусом Христом. Отсюда недалеко было и гностицизма и манихейства.
Евангелие было написано в 95- 100 году. В середине второго века апостола Иоанна отождествили с автором четвертого евангелия. Мог ли неграмотный рыбак подняться до высот греческой философии? Вряд ли. Я не буду приводить всех аргументов против авторства апостола. достаточно следующего.
Поликарп , близкий ученик Иоанна, не делает и намека на то, что он знаком с Евангелием от Иоанна. Папий, также примыкавший к школе Иоанна , собиравший устные рассказы, касавшиеся Иисуса, не говорил ни единого слова о «жизни Иисуса», написанной апостолом Иоанном, а это — факт тем более значительный, что Папий, будучи малоазийским епископом и приятелем Поликарпа, мог иметь подробные сведения об апостоле, Впрочем, авторство апостола Иоанна ставилось под сомнение уже в конце того же второго века.
В церковной среде возникла еще одна версия авторства евангелия. Его приписали другому Иоанну, анонимному любимому ученику Иисуса.
В 21 главе евангелия прямо сказано:
Он и есть тот ученик, который свидетельствует об этом и написал это, и мы знаем, что истинно его свидетельство.
Вот только, доказано, что эта глава является позднейшей вставкой. Мы никогда не узнаем истинного автора этой книги.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки к комментируйте статью, это поможет мне лучше понимать что именно вас интересует и сделать статьи более качественными. Еще раз спасибо за внимание и до новых встреч.