Необходимо признать очевидное: за 30 лет политики властей Казахстана, одной из главных целей которой было сделать страну более казахской, республика до сих пор сохраняет свою русскоязычность. Правительству удалось, быть может, поднять уровень знания основ казахского языка, но изменить область его применения не получилось. Казахским пользуются на бытовом уровне, он не является языком массовой культуры.
Примеры, спросите вы?
Да, пожалуйста! Я не стану приводить данные статистики библиотечных фондов страны, где книг на казахском всего лишь 35%, а газет с журналами и того меньше. Предлагаю рассмотреть примеры в более современной плоскости: интернет и TV.
Итак, возьмем казнет: в топ-10 самых посещаемых сайтов за прошедший месяц текущего года вошли всего 2 сайта, использующих только казахский язык. Это Bilim-all.kz и STAN.KZ. Все остальные сайты – либо только на русском, либо имеют кнопку выбора языка (данные взяты отсюда: https://zero.kz/period_2592000/). Самый популярный новостной ресурс – ZAKON.KZ, вообще только на русском. Возьмем другой ресурс «десяткой» самых популярных сайтов – liveinternet: здесь ситуация практически схожа, все тот же Bilim-all.kz и больше никого (данные взяты отсюда: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#period=month;geo=kz;)!
Если поднять статистику запросов в казахском интернете, то даже американский Google признает, что почти все они – русскоязычные. Из сотни самых популярных запросов казахскую лексику содержат лишь 8 из них, да и те связаны с поиском сайтов госуслуг Казахстана. Обычные, бытовые вопросы задаются исключительно на русском: «Авиабилеты», «Что такое коронавирус», «Купить авто» и т.д. Имена собственные в поиске пишутся преимущественно по-русски. Да и самый популярный поисковик у казахстанцев – это русский Яндекс. Еще более громадна пропасть между двумя языками в телеграм-каналах (особенно всё то, что пишется про политику, коррупцию, коронавирус и социальные проблемы).
Теперь пару слов о рейтингах ТВ-трансляций. Тут уже британские исследователи рейтингов констатируют факт: 54% всех просмотров кабельного или спутниково ТВ – это российские телеканалы. Более того, на самом казахстанском ТВ доля казахоязычного контента составляет лишь четверть всего объема трансляций. Причина проста – не пользуется популярностью.
Если учесть, что сейчас 68% населения республики – это казахи, то необходимо признать очевиднейший факт: что именно они, а не только русские казахстанцы и живут в русском или российском информационном пространстве. Именно казахи предпочитают русскоязычные книги, сайты и телешоу.
Так для кого вся эта латинизация? Кому она сделает жизнь легче и лучше? Кто продвигает всю эту реформу, да ещё в такие сжатые сроки? Я предлагаю всерьёз задуматься над всеми этими вопросами и начинать действовать, начать отстаивать своё право общаться и писать на той письменности, которая удобна нам – большинству населению Казахстана, а не кучке предателей, продавшихся тем, кто действует во имя турецкой экспансии!