Сорванныи цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам. (Омар Хайям)
Вместо ПРОЛОГа
Рецензия на «Шепот желания» (Лидия Сикорская)
Интересный рассказ, жаль - не имеет продолжения история с кап-разом. Тем более, что мы в Никите останавливались лет 7 подряд, жили у друга на балконе с видом на море. Я туда даже Голтиса привёз в баню после перехода на яхте Николаев - Крым...
Про мусор - впечатляет. Мне как-то довелось один сезон отработать директором палаточного лагеря на Тарханкуте. Насколько там было прекрасно в мае-июне, и насколько ужасно в августе из-за гор мусора, перекатываемых ветром.
С теплом, п-к Чечель.
- Барон не боялся быть смешным. А это себе не каждый может позволить.
- Влюбленный человек всегда смешной. Смешной тем, что влюбляется за минуту, а разочаровывается годами. Любовь не может быть идеальной. Она не может быть «приглажена», «причесана», «напудрена» и «кастрирована».
Девочки расхохотались.
- Кастрирована? – Тоня повторила последнее прилагательное.
- Да, потому, как идеальное не размножается! – утвердительно сказала я.
- И потом, Барон всегда подчеркивал, что наша беда в том, что мы слишком серьезны! А может, пришло наше время, когда начинать делать глупости с улыбкой на устах? – поддержала меня Инна.
Запах сигары наполнил домик тропическим ветром.
На столике появилась бутылочка французского коньяка и лимон.
- Вот это да! – воскликнула я.
- «Готье»! Марка «Штурвал моряка»! Потрясающе! Где откопала?
Такого мы от подруги не ожидали.
- От последнего визита барона осталось. Все тогда не выпили. Не до того было.
(из рассказа «Шепот желания» Лидии Сикорской)
ПРИОБЩЕНИЕ К ВОДНОМУ ТУРИЗМУ
19 лет назад водники-профессионалы взяли меня впервые на сплав по Мигейским порогам. Дело было на майские праздники, когда большая вода, и сплавлялись на специально оборудованных для этого катамаранах – т.е. всё было организовано «по-взрослому». До этого мой опыт сплава был мизерный – однодневный сплав по реке Великой на лодке ЛАС-5 возле нашего гарнизона Остров, что в Псковской губернии, с моим правым лётчиком Юрой Лончаковым, будущим космонавтом и Героем России. И затем недельный сплав по реке Каргале в Казахстане с Юрой и его отцом-геологом, тоже на ЛАС-5. Каргала вообще-то спокойная река, тем не менее, чуток экстрима мы хлебнули. Нас дважды сильным течением затаскивало под ветки, которые как кегли вышибали нас из лодки, хорошо, что при этом основную часть вещей нам удалось выловить и сохранить.
И вот моя третья попытка: 3 мая 2002 года, рано утром, в пятницу, выехали двумя автобусами из Николаева на Мигейские пороги, что на скалах города Южноукраинска, где Атомная АЭС, но остановились не там, а проехали на 50 км дальше. Там на красивом плёсе накачали и собрали катамараны, пообедали, с рюмкой чая, символически по 50 грамм коньяка, иначе пути не будет, (у водников с этим строго), переплыли на остров, который так и называется «Змеиный», перенесли через него наши плавсредства на руках на противоположный рукав реки «Южный Буг», и сплав начался. На нашем катамаране было шесть мест для гребцов с вёслами и седьмым, в нагрузку, нам дали работника Николаевского телевидения, впоследствии, депутата – Гену Задырко, с задачей, чтобы он комментировал и восторгался вслух проплывающей по обоим берегам реки местностью. Т.к. рабам-гребцам на галере было не до красот, их задача – «арбайтен, негра», а «лепота» вокруг на самом деле – неописуемая. Эти места на самом деле, называются «Южноукраинская Шверцария». Кстати, на втором катамаране рядом сидел оператор с директором одного из каналов Николаевского ТРК Димой Реместремским, и весь наш сплав снимал на видеокамеру.
В общем, к вечеру мы доплыли до железнодорожного моста, и сразу за ним на живописной поляне была сделана первая ночёвка. Следующий день мы практически провели на воде с целью к вечеру доплыть до Мигейских порогов, но не дошли до них километров пять, как наступила ночь. Пришлось вынужденно сойти на берег, поставить палатки, развести костёр и сварганить праздничный ужин, т.к. на следующий день, в воскресенье, наступал праздник Пасхи. Нам очень повезло, что к нашему костру подсел коренастый, невысокий мужик, которого все звали Адмиралом.
КАК ОТВАДИТЬ НЕПРОШЕННЫХ ГОСТЕЙ
Фактически он был неофициальным главным командором всей нашей экспедиции, т.к. его немногословные указания выполнялись незамедлительно. За ним чувствовался огромный опыт многих непростых водных походов высшей категории сложности. Адмирал, рассказывая о всяких ситуациях, изобилующих в водном туризме, и попутно дал рецепт, как он вежливо отвадил одну надоедливую даму-соседку, которая взяла за моду приходить к ним в гости, как только они с женой садились за стол обедать или ужинать. И им ничего другого не оставалось, как каждый раз приглашать соседку разделить с ними трапезу. Но дело было даже не в том, что дама их объедала. Проблема заключалась в том, что та болтала без умолку, пересказывая все сплетни, которые ей удалось узнать в городе.
И вот однажды сидят они за обедом все трое, а под столом собака, породы такса, вертится. Адмирал первым закончил есть борщ, дал таксе облизать тарелку до блеска и вручил её жене со словами: «Мне пару ложек гречки и одну котлету», - и супруга мгновенно поняв замысел мужа, выполнила его просьбу. После чего такая же операция была проделана с тарелкой жены. Соседка от удивления прекратила есть, но Адмирал стал её торопить: «Скорее, пока собака не ушла. Ведь мы тарелки не моем, экономим на воде, чтобы за ЖКХ не платить. Нам такса обеспечивает чистоту лучше любой мойки». Женщина схватилась за рот и убежала травить в туалет. Больше она к ним в гости не приходила.
Мы посмеялись над этой историей, но я взял этот приём себе на вооружение, но поскольку собаки у нас нет, начал приучать лизать тарелки нашу кошку Мишель.
Как-нибудь об этом ещё расскажу... Спать мы так и не ложились, всё слушали и слушали истории Адмирала. А где-то часов в 5 утра до нас по реке донёсся колокольный звон из городской церкви, возвещающий о начале Пасхи, и что нам надо плыть дальше. А вечером уже в Южноукраинске узнали печальную новость:
Трагически погиб Андрей Ростоцкий
В воскресенье на съемках своего фильма под условным названием "Моя граница" трагически погиб актер и режиссер Андрей Ростоцкий - сын умершего в августе прошлого года классика отечественного кино режиссёра Станислава Ростоцкого. В воскресенье, выбирая панорамный план для своей новой картины, он без страховки взобрался на 40-метровую скалу в пяти километрах от поселка Красная Поляна. И тут оборвался трос...
Летом того же года мы с братом были в Крыму, встречались с бардом, актёром, лётчиком-спортсменом и пр. Константином Фроловым и он, как друг Андрея Ростоцкого рассказал о деталях его гибели. Поджимали сроки, и съёмки велись непрерывно, включая выходные дни. Но на Пасху Ростоцкий всей группе устроил отдых, кроме себя. А сам решил ещё раз осмотреть места, где будут сниматься очередные кадры фильма, и оценить их с точки зрения безопасности работы актёров и каскадёров. Он поднялся на скалу. А одет был в лёгкие, военные берцы, с кожаной подошвой, (пустынный вариант). По всей вероятности, они его и подвели, т.к. любой скалолаз вам скажет, что если у вас нет специальной обуви, то лучше всего лазить по скалам в простых резиновых галошах на босу ногу. Они не скользят и идеально дают почувствовать рельеф горы, по которой ты передвигаешься.
А если сюда ещё надо добавить усталость, причём не только физическую, но и моральную, которая накапливается, когда ты занимаешься какой-то одной деятельностью без перерыва, и при которой вероятность личных ошибок возрастает лавинообразно и непредсказуемо. А уж потом идёт обрыв троса, который, якобы, не удержал, и прочие отрицательные факторы, которые в таких случаях обязательно срабатывают по закону «бутерброда», всегда падающего маслом вниз… То можно сказать, трагический финал был во многом предрешён самим автором…
В общем, Костя дал нам сделать по глотку коньяка из металлической фляжки, которая находилась в нагрудном кармане Андрея в момент падения. Мы символически помянули Ростоцкого и больше на эту тему не говорили. Но те, кто занимается туризмом, альпинизмом и прочими экстремальными видами спорта, должны такие случаи помнить и знать, что здесь, как и в Авиации, «нет мелочей», и один гнилой шнурок на ботинке может погубить всю экспедицию.
А закончить опус о нашем сплаве по Мигейский порогам мне почему-то захотелось песней на стихи, Константина Фролова к фильму «Сармат»:
На дальнем берегу
(к/ф Сармат) (исполнитель: Аристарх Ливанов)
Музыка Игоря Кантюкова
Автор текста песни Константин Фролов.
В доме моём,
Где пахнет хлебом и дымком из печи,
Сад за окном,
И на столе рядком стоят куличи.
В красном углу
Лик богородицы в лампадном огне,
Кот на полу,
И шашка деда на стене
Припев:
Ты защити и сбереги меня,
Небесный ангел мой.
От малодушья и бесчестия,
От пули роковой
Я чую сердцем твой магнит
И верный путь найти смогу.
Пока ты есть, пока горит костёр
На дальнем берегу.
Сколько дорог
В скитаньях пройдено в чужой стороне,
Но видит бог
При слове Родина мы стонем во сне.
Снится мне дом
Где нет тревог среди ночной тишины.
И в доме том
Царит любовь и нет войны.
Припев:
Ты защити и сбереги меня,
Небесный ангел мой.
От малодушья и бесчестия,
От пули роковой
Я чую сердцем твой магнит
И верный путь найти смогу.
Пока ты есть, пока горит костёр
На дальнем берегу.
Пусть нет от бога новостей,
И кто-то целит мне в висок.
Сочится кровь из под ногтей,
И на зубах скрипит песок
Я буду твёрдым как гранит
И верный путь найти смогу.
Пока ты есть, пока горит костёр
На дальнем берегу.
Федор Конюхов: «Если путешественник начнет оправдываться каким-нибудь обстоятельством, то значит, он им и не был».
На фото - оморячиваю на Мигейских порогах свою ученицу по горным лыжам, Наташу Ивженко - будущего психолога и преподавателя интуитивных танцев.
Сплав по Мигейским порогам
21 мая 202121 мая 2021
101
8 мин
1