Найти тему
Белорус и Я

Секреты и секретики работы автомеханика

Оглавление

стоит ли учится на "автодоктора", сколько получает автомеханик, как открыть свой автосервис и что выгоднее - ремонт или шиномонтаж

Фото: https://static.mk.ru/
Фото: https://static.mk.ru/

Тайны профессии

Врач-моторист

Машина для нас уже давно не роскошь, и даже не средство передвижения, но верный друг и надежный помощник. Но если в ней что-то «заболело», рядовому пользователю сегодня лезть под капот смысла почти нет: чем-то помочь вряд ли получится. Нужна помощь специалиста

Сегодня я только семиклассник, но уже точно знаю, что меня больше всего интересует работа слесаря по ремонту автотранспорта. И пусть слесарей называют «работягами» и с пренебрежением глядят на их вымазанную спецовку, я их сравниваю с волшебниками, творящими настоящие чудеса, возрождающими старые, убитые временем или «добрыми» хозяевами машины.
Александр Божко, из школьного сочинения

В маленькой комнатке в автомастерской достаточно удобно. Хоть и старенький, потрепанный, но кожаный диванчик, кресло, телевизор со спутниковыми каналами, кофеварка для своих и кофейный автомат для клиентов, еще один автомат, с шоколадными батончиками и бутербродами. Герман, взяв пластиковый стаканчик с горячим кофе, полуулёгся на диван. На меня особо не смотрел, больше на стаканчик, но иногда-таки поднимал на меня глаза и улыбался:

— Я своей работой доволен. Потому, что она – интересная. Деньги – совсем не главное. Заработать мужик нормальный всегда сможет. Но когда ты работаешь со сложным механизмом, когда у тебя каждый раз что-то новое, это же здорово. Мне же платят не за то, что я гайки кручу, это все могут, а за то, что я знаю, какие гайки надо крутить, и как крутить. Даже не «знаю», а «понимаю». Я понимаю, как машина работает и отсюда понимаю, как ей помочь, если что-то начало работать плохо. Как знаешь анекдот? «Молотком два раза стукнуть – 20 рублей (здесь и далее рубли - российские, В.Ч.), знать куда стукнуть – 1000 рублей». Вот я понимаю куда стучать. Автомеханик – он как доктор, только для машин. Автослесарь – медбрат. Вот ему за гайки платят. Он крутит, что я скажу. Крутит, и сам учится машину понимать.

Я же тоже с автослесаря начинал. Хотя нет, начинал когда-то с того, что в пионерлагере карт сам собирал и ездил на нём. Потом, в деревне с пацанами старый «Запорожец» на ход поставили. Крышу у него срезали, сделали кабриолет, и носились по полям – по лугам. После восьмого класса пошёл в ПТУ, а там на автослесаря – тоже конкурс, как в институте! Трое на место. Нет, ну там тех, кто с плохим аттестатом просто на другие специальности шли, но я прошёл. Потом в армии взяли в автороту. Два года на одном ЗИЛ-131 с КУНГом отбарабанил. Ухаживал за ним, чинил, детали с НЗ-ешной техники таскал. Как о родном заботился.

Затем в гараж при станции «Скорой помощи» устроился. Тоже, не просто было попасть, по знакомству прошёл. Денег не много платили, зато калымить хорошо было. В конце 1980-х частнику на сервисе машину отремонтировать было проблематично, записывались к мастеру за месяц. А к нам – пожалуйста, только по тихому, чтобы никто не знал. Дело – подсудное. Но так было, 130 в месяц – зарплата и 200 - леваки. Жили хорошо.

Но и сейчас неплохо. У меня свой список клиентов, которые только ко мне ездят, а я все их машины помню. У всех – Nissan-ы. Я по ним специализируюсь. Это раньше мы любую машинку могли сделать, сейчас уже нет, все мастера по разным тачкам. Зато я по Nissan – всё почти знаю. Как у него что заходит, как к коробке легче подобраться, где хорошие запчасти недорого взять, коды неисправностей почти наизусть помню. И инструмент у меня под Nissan заточен.

Так что, жаловаться – не просто грех, свинство. У меня в списке – и бизнесмены, и врачи, и актёры, даже журналисты, - он опять поднимает на меня улыбку. – Статью напишешь – пять журналов приноси, иначе – и не приходи больше, не стану и смотреть на твою Альмерку.

Интернатура и ординатура

Для того чтобы чинить машины, нужно хорошо разбираться в их устройстве, знать каждую деталь от колес и до крыши. Нужно быть терпеливым и настойчивым, чтобы в случае неудачи всё начинать сначала. Нужно быть внимательным к автомобилям, это только кажется, что они не могут пожаловаться на свои беды и болезни. Нужно уметь слушать их и понимать.
Александр Божко, из школьного сочинения
Фото: https://parent.suz-ppk.ru/
Фото: https://parent.suz-ppk.ru/

Преподаватель Образовательного комплекса «Юго-запад» по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Константин Ермаков:

- Мы готовим ребят по двум направлениям: тех, кто выполняет работу, и тех, кто организовывает её выполнение. У нас есть автослесари, которые с помощью инструмента делают механическую работу. Автослесарь знает процесс разборки, сборки и замены деталей, но он не может определить, что именно надо менять. Он далек от теории, от свойств материала - ему это не надо, он слесарь: разбирает и собирает - все. Для него главное соблюдать последовательность, использовать положенные материалы и знать, какой инструмент выбрать.

Вторая специальность - это техники. Вот эти ребята уже в состоянии подготовить данный ремонт и разборку-сборку. Они указывают, какой инструмент для данных работ нужно подобрать, намечают порядок разборки и сборки, оценивают, сколько людей нужно, какую квалификацию должен иметь человек для той или иной разборки. Снять колесо - минимальная квалификация, разобрать систему питания двигателя топливом - повыше. Вот по двум специальностям мы и готовим: слесарей для работы и техников для организации процесса.

Несмотря на то, что дефицита автомастеров уже давно не наблюдается, престиж автослесаря, автомеханика, моториста и так далее, среди рабочих профессий остаётся достаточно высоким. Когда почти в каждой семье есть свой автомобиль, а то и не один, ситуация понятная. В хороший сезон даже средний автослесарь вполне может заработать за месяц 60-70 тыс. рублей, а то и побольше.

Но это именно в сезон, ибо профессия автомастера – сезонная. Наибольший доход приходится на ноябрь-декабрь. А вот доход с апреля по май месячный доход редко переваливает за 30-40 тыс. И дело тут не в подготовке машины к зиме, больше работает отложенный спрос.

Константин Ермаков:

Весной у нас люди чаще всего ездят до тех пор, пока машина едет, поэтому, до поры неисправности в машине накапливаются. Летом большинство действительно хороших мастеров отправляются на отдых, а их место в мастерских занимают молодые ребята с минимальным опытом. Поэтому, то, что они сделали, это не совсем ремонт, а, скорее, временная починка, на 2-3 месяца. И вот, ближе к зиме, число неисправностей подходит к той критической черте, за которой даже нерадивый хозяин начинает понимать, что пришло время идти к специалисту. Автомастера приводят машины в хорошее состояние, после чего они опять без проблем ездят, по крайней мере, до следующего лета.

-3

В частных автомастерских мастер получает 40-50% от стоимости заказа, которая, в свою очередь, зависит от стоимости нормо-часа. Последний может колебаться от 460 рублей в мастерских, обслуживающих ЗИЛы и «Газели», до 11 250 рублей в точках, специализирующихся на Bugattl и Maserati. В среднем, работы по наиболее популярным маркам укладываются в вилку от 650 рублей за Daewoo до 2800 за Honda и Mazda.

В идеале, за 8-часовую смену можно отработать в хороший сезон 8 нормо-часов, но это в идеале. На практике при ремонте авто возникают дополнительные проблемы: залом болтов, шпилек, срыв резьбы, проявляются огрехи прошлых ремонтов, скрытые неисправности, привезли не те запчасти и так далее. Поэтому для ремонта времени обычно требуется в 1,5-2 раза больше.

И, опять же, скорость работы, а значит – и материальная отдача сильно зависит от квалификации. И если новичок к концу рабочего дня обычно с трудом натягивает 2-3 нормо-часа, опытный мастер, при тех же условиях, легко набирает в два раза больше. Дело тут не только в опыте, но и в том, что хороший мастер всю жизнь подбирает для себя «свой», особый набор инструментов. Родной.

Константин Ермаков:

- Есть инструмент, который слесарю нравится. Бывает, что нет заветного ключа, и он уже не в состоянии что-либо открутить. Чувство инструмента - есть такое понятие, реально существует. Его каждый подбирает под себя - что ключ, что диагностику. Кому-то понятнее одни способы диагностики, кому-то - другие. Один на слух может определить неисправность, другому необходимо, чтобы все на приборе в цифрах написалось. Тоже относится и к разборо-сборочному оборудованию. Есть некие "волшебные" ключи, которые мастер, например, подогнул под особенности определенной машины. Это касается больше дилерских центров, в которых работают с одной и той же маркой. Но даже у универсала обязательно есть какой-то любимый ключ. Который надёжный, удобный и прилаженный.

Частная практика

Я не согласен с теми, кто говорит, что профессия слесаря не заслуживает уважения. Все зависит от умения мастера. Если работа была выполнена на отлично, то заказчик может посоветовать тебя своим друзьям, и сам станет твоим постоянным клиентом.
Александр Божко, из школьного сочинения
Фото: https://www.informacija.net
Фото: https://www.informacija.net

Еще один серьёзный плюс профессии – достаточно низкий старт для открытия собственного бизнеса и быстрая окупаемость вложенных средств. Так, основатель одного из крупнейших в Москве автосервисов Александр Воронков начинал с того, что в 1997 году арендовал пару гаражей, в которых поставил два подъёмника. Это обошлось ему в $25 тыс. Уже через три года он расширил ремонтные площади до 500 кв.м. добавил несколько постов, покрасочную камеру и диагностический стенд. Сегодня у него в Российской столице уже три техцентра, а общая стоимость бизнеса исчисляется в сотнях миллионов долларов.

Начинающему автопредпринимателю легче всего стартовать с шиномонтажной мастерской. Места она занимает немного, а весь комплект оборудования укладывается в $2,5–5 тыс.. Примерно столько же потребуется для мастерской по жестяным и покрасочным работам, но шиномонтажка обгоняет последние за счет скороокупаемости. Учитывая, что на «переобувку» машины уходит примерно полчаса, за день мастер вполне может обслужить до 20 машин. В результате все затраты, учитывая аренду, оплату помощника, коммуналку и так далее, с лихвой компенсируются уже через 1,5-2 месяца. А ведь на базе мастерской можно еще и устроить небольшую торговлю шинами и автомаслами.

Константин Ермаков:

- Специальность «шиномонтажник» мы даем в общих рамках «автослесаря», но вообще это отдельная позиция. Не каждый слесарь, разбирающийся в двигателе, знает, как себя вести с шиной, как ее восстановить, как отбалансировать. Мы даём общую базу, а уже после колледжа человек приходит на работу, там еще учится, и определяют, кем хочет быть: специалистом по двигателю, по ходовой части или по шинам.

Вообще, у наших выпускников возможности для роста очень хорошие. В сервисе: автомеханик, затем - старший автомеханик, бригадир, техник и далее. Со временем квалификация растет. Чувствуешь силу и уверенность – можешь открыть свой бизнес, организовать автомастерскую. Но торопиться тут не стоит. Я студентам всегда говорю: "Чтобы стать хорошим организатором, надо самому весь путь пройти. Пока не пройдешь, успешное дело не организуешь".

Для ремонтной мастерской обязательно нужен подъёмник. Его цена колеблется от $1.5 тыс. за отечественный до $3 тыс. за импортный. Лучше, если в боксе будет не один, а хотя бы два поста. Очень желательно установить стенд диагностики неисправностей. Хороший стенд стоит от $10 тыс., но его использование, за счет быстрой и точной диагностики, сокращает время ремонта в разы. А значит, в разы увеличивается и доход.

Еще каких-то 15-20 лет назад хорошие мастера прекрасно зарабатывали и без мастерской, работая «по вызову». Сейчас с этим стало значительно сложнее, поскольку для любой мало-мальски порядочной машины при критической поломке легче вызвать эвакуатор, который и доставит «больную» в сервис.

Но и тут есть исключения. Так, среди мастеров автоэлектрики считаются «белой костью». Хорошему электрику своя мастерская просто не нужна, он и сейчас часто работает «по-вызову», только не по частному, а по корпоративному. Стандартная зарплата для него начинается от 60-70 тыс. рублей, и держать такого сотрудника в постоянном штате под силу далеко не каждому сервису. Поэтому, часто владельцы небольших мастерских вызывают человека уже под конкретный заказ. Плюс, именно автоэлектрика и сегодня есть смысл вызвать «на дом», если, скажем, отрубалось зажигание, или отказала сигнализация. Тут час работы стоит от 2000 рублей, причем минимальная сумма – те же 2000, даже если мастер всего лишь заменил предохранитель. Как-никак – выезд.

Операция на моторе

Кто – то, может, удивится, почему я мечтаю стать слесарем? Вовсе не потому, что у меня трудности с учебой, и я не смогу поступить в институт. Мне кажется, что по-другому быть не может. Ведь с самого детства я наблюдал за работой своего отца, был его помощником (кто же ещё мог так быстро находить нужные ключи, подавать отвертку?). Я видел удовлетворение, испытанное после окончания трудной работы, слышал похвалу людей, которым отец помог с ремонтом. И сейчас мы с ним вдвоем с удовольствием проводим время в гараже.
Александр Божко, из школьного сочинения
Фото: https://pbs.twimg.com/
Фото: https://pbs.twimg.com/

Студент Образовательного комплекса «Юго-запад» Алексей Миличкин:

Я пришел в колледж по собственному желанию. У меня дедушка был таксистом, когда машину чинил, меня всегда брал, и это было здорово. Шестеренки всякие, гайки, заглушки. Даже когда сюда пришел - намного лучше стал учиться, чем в школе. Там был троечником, здесь - почти отличник. Потому, что интересно.

Свою машину я сам ремонтирую. Мне от деда досталась «Волга-3110». Для неё я и моторист, и диагност, и электрик. Вот только жестянкой не занимался. Она у меня, бывает, капризничает, но на дороге никогда ещё не подводила.

Но я и с другими машинами уж работал. Помогал знакомым с Volkswagen Passat, с Nissan Almera, с Audi 100, с «Жигулями». Когда в иностранном автомобиле залезаешь под капот, сначала не понимаешь, что где находится. Теряешься. Но спустя некоторое время начинаешь входить в атмосферу этого автомобиля, начинаешь его чувствовать, и проблем становится все меньше и меньше. Глаза боятся, а руки – делают. Вообще, машина – живое существо, я это точно знаю. Бывало такое, говорил: "Скоро тебя продам, куплю иномарку", - и она на следующий день ломалась. Так что, может не всё, но что-то живое в ней все равно есть. А если так – то автомеханик – не просто мастер, а, действительно, врач. Хирург внутреннего сгорания.

Валерий ЧУМАКОВ

Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.

© "Союзное государство", № 11, 2015

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!