Благодаря своей очаровывающей природе, грибы всегда вызывали глубокие эмоциональные отклики: от лести со стороны тех, кто понимал их, до страха со стороны тех, кто не понимал. Страх перед отравлением грибами существует в любой культуре, иногда достигая форм фобии. Термин "микофобия" определяет страх и отвращение людей и культур по отношению к грибам. Примерами таких культур являются английская и ирландская. В противоположность к микофобным, существуют и микофиличные культуры. Они находятся в Азии и Восточной Европе, к ним относятся польский, русский и итальянский народы. Они имеют богатый опыт использования грибов, более сотни названий для описания любимых ими видов грибов.
Свидетельством весьма значительной роли грибов в мифологии и – шире – в культуре следует считать возникновение особой науки этномикологии. Работы американского ученого Р.Г. Уоссона и его последователей позволяют выявить значение грибов во многих культурно-исторических традициях. В частности, нередко грибы выступают как классификатор, с помощью которого четко формируются такие оппозиции, как «профанический – сакральный», «женский – мужской», «вода – огонь» и т.д. Сохраняющиеся в низовой традиции колебания относительно принадлежности грибов к растительному или животному миру объясняют ряд мифологических мотивов, связанных с метаморфозами грибов (происхождение грибов из камня, превращение людей в грибы и т.п.). Ситуация характерного географического чередования микофобских и микофильских традиций обусловила крайне низкий уровень знаний о грибах в первом случае и тенденции к выработке специализированной тайной системы знаний о грибах во втором. Резкое различие в отношении к грибам в разных культурах (ср. греч. название грибов как «пищи богов» или ацтекское как «божьей плоти» и трактовку грибов как «хлеба дьявола» или «пищи мертвецов» среди микофобов) не только противопоставляет грибы как пищу «антипище», но и определяет два типа мифологических мотивировок ценности или вредности грибов.
Есть много любопытных теорий появления грибов: в некоторых культурах считалось, что грибы произошли из божьего плевка, что это испражнения богов или небесная моча, в других - испражнения радуги. В Таджикистане считается, что грибы - это упавшие на землю небесные вши, которые вытряхнула из халата “Великая мать”. У одного африканского племени есть теория, согласно которой земля и небо произошли из шляпки и ножки гриба. У кетов сохранилась следующая легенда: мужчины и женщины выросли из земли. Туда их посеял Бог Есей, раскидывая в землю правой рукой семена женщин, а левой - семена мужчин. Поначалу и мужнины и женщины жили отдельно, т.е. бабы жили в чумах, а мужики росли в лесу в виде фаллосов-грибов. Бабы ходили в этот лес и навещали фаллосы, когда у них на то возникало желание. Со временем одной бабе надоело ходить далеко в лес, и она просто вырвала этот грибо-фаллос и принесла в чум, после чего он превратился в полноценного мужика. После такого развития событий лесные фаллосы захирели и превратились в грибы, а мужики перебрались в чумы.
Старейшим археологическим доказательством использования грибов является тассилийское изображение, обнаруженное в пещере Тассили. Создано оно было приблизительно 3500 лет до р. Х. Намерение художника ясно. Танцующий шаман держит в руке волшебный гриб. Недавнее открытие эзотерического культа грибов у мексиканских индейцев позволило заново оценить ситуацию и обратить внимание также на другие традиции, в которых есть подобный культ (старокитайскую, палеоазиатскую и др.). Уже «Хроника» Бернардино де Саагуна (16 в.) сообщает об употреблении индейцами во время религиозных праздников волшебного гриба teonanacatl, вызывающего галлюцинации; еще раньше, на рубеже новой эры, в Месоамерике появилась скульптура с изображением мифического духа на ножке; несколько веков спустя возникают грибы-идолы, изваянные мастерами из племени майа – киче. В палеоазиатской мифологии широко распространены сюжеты о «мухоморных людях». В течение долгого времени существование мексиканских волшебных грибов оставалось загадкой. История их открытия заново представлена из первых рук в замечательном двухтомном труде по этномикологии "Грибы, Россия и История", его авторами, американскими исследователями Валентиной Павловной Уоссон и ее мужем Р. Гордоном Уоссоном, сыгравшим решающую роль в их открытии.
Популярность грибов в Древней Руси
С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравлений . Но любовь к вкусным блюдам побудила научиться отличать съедобные грибы от несъедобных. В нашей стране особенно популярными грибами стали в X веке с принятием на Руси христианской веры, которая предписывала поститься около 200 дней в году.
Не все грибы пользовались авторитетом у славян. Не были почитаемы шампиньоны, дождевики, навозники, зонтики.
В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: "губы ломать”, т.е. "идти по грибы”. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI века, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов – "губы”.
Пожалуй, ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. Была даже на Руси своя грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии.
Иностранцы, жившие в России, восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали "три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два "наряда грибов в тесте”.
Отношение к употреблению грибов на Руси у разных народов было разное. Совсем не употребляли их в пищу татары, якуты, ненцы. Евреи предпочитали лисички, в которых никогда не бывает червей (треф), так как согласно законам иудейской религии трефную пищу есть воспрещалось.
В Западной Европе грибы называли мясом бедняков. В Англии и Франции употребляли только трюфели, которые рассказывали специально обученные собаки таксы.
Каково же современное отношение к грибам? Оказывается, в ряде районов нашей страны не собирают волнушки, считая их ядовитыми. К несъедобным грибам в большинстве северных областей причисляют дождевики и опята. В некоторых местностях Северного Кавказа и Закавказья население относится подозрительно к подберезовикам, подосиновикам и даже белым грибам. Немцы употребляют в основном лисички. Англичане признают лишь шампиньоны, трюфели и сморчки. Французы все опята причисляют к ядовитым грибам. В Италии считают вредными маслята, а в Швейцарии относят к поганкам даже белый гриб.История использования грибов началась ещё во времена палеолита. Лишь немногие - даже антропологи - понимают, какое влияние имели грибы на эволюцию человечества. Грибы играли центральную роль в культурах Древней Греции, Индии и Месоамерике.