Найти тему
Рыцари Прошлого

Исторический очерк: рыцарский турнир XII века. Странник или воин?

Была у меня в детстве книга Б. Бродского «Вслед за героями книг» о жизни людей в разные эпохи, описанные в тех или иных романах (изд. «Детский мир», 1962 год). Возможно, у историков-медиевистов уже изменились представления о некоторых вещах, описанных у Бродского, но и «Песни Льда и Пламени» не дословно повторяет земную историю.

Странник или воин?

Когда Айвенго приходит в дом Седрика, он не называет своего имени, не поднимает опущенный на лицо капюшон, и тем не менее ему оказывают гостеприимство наравне с почетными гостями, имя и положение которых известны хозяину. Объясняется это одеждой, которую носил герой романа.

Средневековые люди были суеверны. Чтобы замолить свои грехи, избавиться от болезни, от недуга, добиться справедливости или исполнения своих желаний, они совершали путешествия к «святым местам». Святым местом считались церкви, в которых хранились мощи какого-либо чудотворца, а также города и селения, описанные в евангелии или связанные с легендами о жизни прославленных отшельников, известных своим красноречием проповедников, служителей церкви. Такое путешествие называлось паломничеством.

Отправляясь в путь, паломник, если мог, запасался золотом. Дворянин брал его под заклад поместья, ремесленник — под заклад своей мастерской. Деньги оседали в странноприимных домах или подобии лагерей, которые устраивали монастыри на оживленных путях движения паломников.
Отправляясь в путь, паломник, если мог, запасался золотом. Дворянин брал его под заклад поместья, ремесленник — под заклад своей мастерской. Деньги оседали в странноприимных домах или подобии лагерей, которые устраивали монастыри на оживленных путях движения паломников.

Для многих монастырей паломничество было главным источником богатства. Паломники приносили духовенству огромный доход, и поэтому церковь объявила, что оказывает им особое покровительство.

С той минуты, как священник вручал паломнику мешок, шарф и страннический посох, паломник обретал особые права: все и каждый должны оказывать ему всяческую помощь и гостеприимство. Церковь давала паломнику много важных льгот: его нельзя было судить за совершенные преступления, нельзя было с него требовать уплаты долгов; крестьянин на время паломничества избавлялся от налогов, ремесленник — от обязательств перед цехом. Убийство паломника считалось тяжким преступлением перед богом.

Особым почетом окружали тех, кто совершил паломничество в Иерусалим, где, по религиозным легендам, находился гроб Христа. Таких паломников называли пилигримами. Как и все пилигримы, Айвенго носил короткий, похожий на пелерину плащ с капюшоном. Опущенный капюшон закрывал всю верхнюю часть лица. Поэтому Айвенго остался неузнанным в родном доме.

В ином обличии предстает герой романа на рыцарском турнире. Однако на Айвенго не могло быть доспеха, украшенного золотой насечкой, как пишет автор. Такие доспехи появились лишь двумя столетиями позже.

В XII веке доспехи походили на наш комбинезон. Сделаны они были из кожи или плотного холста, а сверху покрыты металлическими кольцами или пластинками. Пластинки пришивали так, чтобы верхняя находила на нижнюю. От этого поверхность доспеха казалась чешуйчатой. На каждый ряд металлической чешуи нашивали полоски кожи, переплетенные между собой. Такой доспех назывался плетеным доспехом. Иногда защитная чешуя делалась из рога. Роговой доспех был легче металлического, но в несколько раз дороже и не так крепок.

У противника Айвенго, Бриана Буагильбера, доспех был сделан из множества железных колец. Такие доспехи назывались «кольчугой». В XII веке мастерски делали кольчуги на Востоке, откуда приехал Буагильбер, и на Руси. На Западе тоже делали кольчатые панцири, которые отличались от кольчуги способом соединения колец и не были столь прочны. Кольчугу и панцирь обычно не могло пробить копье противника. Но от сильного удара они вонзались в тело и наносили чрезвычайно опасные раны. Поэтому под доспехи надевалась толстая стеганая рубашка. Это еще более утяжеляло одежду рыцаря.

Голову рыцаря покрывала плотная стеганая шапка. На нее набрасывали чешуйчатый или кольчатый капюшон.

Поверх капюшона надевали шлем, но только во время боя. Шлем был очень тяжел. В походе он висел у седла наподобие котелка. Шлемы были самой разнообразной формы: в виде котла, горшка, бочонка, с замысловатым украшением из металла, дерева или перьев. Шлем спасал от пролома черепа, но не мог предохранить от сотрясения мозга. При ударе по шлему всадник часто терял равновесие, а упав с коня, становился добычей любого пехотинца.

Основным оружием рыцаря было копье. Делали его из твердой и легкой древесины ясеня. В пешем строю воин нес копье на правом плече, а на коне держал его вертикально, упирая нижний конец в стремя.

В бою рыцарь держал копье за специальный перехват. Удержать на весу четырехметровый шест одной рукой было тяжело, поэтому к доспехам на груди приделывали откидной металлический крюк — упор для копья.

Если копье ломалось, рыцарь доставал из кожаных или деревянных ножен меч.

Меч имел прямой клинок, заточенный с обеих сторон для нанесения рубящего удара. Конец меча был заострен. Во времена Айвенго бились короткими — около метра длиной — мечами, ими можно было не только рубить, но и колоть. Рукоятку меча от лезвия отделяла горизонтальная перекладина. Она защищала руку от скользящего удара меча по мечу. Это придавало мечу крестообразную форму. Ему, как и рыцарю, давали имя, а когда рыцаря хоронили, меч укладывали в гроб рядом с ним. В походе рыцарь молился богу, воткнув перед собой меч.