Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

От Данилы Багрова до Игоря Грома. Почему «Майор Гром: Чумной Доктор» – это успех нового российского кино

Вместо предуведомления. Личные впечатления в одном абзаце Супергеройский фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» непременно нужно было смотреть на большом экране, но пандемия оставила меня дома дожидаться релиза на Кинопоиске. Как и у многих, поначалу у меня было страшное предубеждение из серии: «российский кинокомикс, вы серьезно?», поэтому первые минуты полторы я смотрела скептически, с кислой миной, пока не началась погоня. Потом за спиной у Грома я увидела знакомую вывеску «Росфото», потом Мраморный дворец в роли полицейского участка, а потом я окончательно влюбилась в этот фильм… Национальный герой от Данилы Багрова до Игоря Грома В одном интервью главред издательства комиксов Bubble, сценарист и продюсер фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» (далее – «МГЧД» для краткости) Роман Котков заявил: «Майор Гром готов занять нишу Данилы Багрова».
Давно пора! Багров – продукт 90-х, а на дворе уже следующий век. С тех пор криминал стал немного технологичнее, обзавелся соцсетями, алгоритмами, иск
Оглавление
Тихон Жизневский в роли супергероя, майора петербургской полиции Игоря Грома
Тихон Жизневский в роли супергероя, майора петербургской полиции Игоря Грома

Вместо предуведомления. Личные впечатления в одном абзаце

Супергеройский фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» непременно нужно было смотреть на большом экране, но пандемия оставила меня дома дожидаться релиза на Кинопоиске. Как и у многих, поначалу у меня было страшное предубеждение из серии: «российский кинокомикс, вы серьезно?», поэтому первые минуты полторы я смотрела скептически, с кислой миной, пока не началась погоня. Потом за спиной у Грома я увидела знакомую вывеску «Росфото», потом Мраморный дворец в роли полицейского участка, а потом я окончательно влюбилась в этот фильм…

Любимая кепка, любимая блогерша, любимая шаурма и прекрасные крыши Петербурга
Любимая кепка, любимая блогерша, любимая шаурма и прекрасные крыши Петербурга

Национальный герой от Данилы Багрова до Игоря Грома

В одном интервью главред издательства комиксов Bubble, сценарист и продюсер фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» (далее – «МГЧД» для краткости) Роман Котков заявил:

«Майор Гром готов занять нишу Данилы Багрова».


Давно пора! Багров – продукт 90-х, а на дворе уже следующий век. С тех пор криминал стал немного технологичнее, обзавелся соцсетями, алгоритмами, искусственным интеллектом, но в целом никуда не делся. Поэтому радостно, что в славном полку полицейских (и просто хороших парней) в больших городах
прибыло.

Игорь Гром носит кепку, изучает Большую советскую энциклопедию, ест шаурму-шаверму, помогает слабым и чистит город от дерьма. Вроде бы и типичный супергерой в духе Бэтмена, но все-таки симпатичнее, сложнее, содержательнее. В роли Грома – артист Александринки Тихон Жизневский (отважный пожарник из фильма «Огонь», легкомысленный журналист из сериала «Топи»), живой, в отличие от «Топей» смешной, бодрый, явно проникшийся условностями комиксной вселенной.

Живет он в удивительной квартире с гигантским окном в стиле модерн, со старинным камином, книжными стеллажами, ретро-обоями и полугнилым яблоком в пустом холодильнике. Типичное убежище одинокого полицейского из любимых криминальных фильмов, атмосферное и немного печальное.

Фасад в интерьере: окна комнаты Игоря Грома нарочито повернуты фасадом вовнутрь
Фасад в интерьере: окна комнаты Игоря Грома нарочито повернуты фасадом вовнутрь

Его антагониста сыграл молодой театральный актер Сергей Горошко. Чумной Доктор – это новый национальный (анти)герой: чтобы немного сгладить конфликт, приставку «анти» смело можно заменить на «айти» (IT), потому что только ленивый не узнал в разработчике Сергее Разумовском создателя «ВКонтакте» и Telegram Павла Дурова.

Живет этот новый хозяин мира где-то в районе Лахта-центра в постмодернистском интерьере с репродукцией «Рождения Венеры» и плазмой во всю стену, окруженный классической скульптурой и дизайнерской мебелью – сказочно богатый и мегапопулярный, но отчаянно одинокий и обозленный на вселенскую несправедливость.

Кабинет айтишника-постмодерниста
Кабинет айтишника-постмодерниста
Кабинет Разумовского, деталь интерьера
Кабинет Разумовского, деталь интерьера

Остальные персонажи тоже неплохо прописаны (а в случае с комиксом – прорисованы): это и очаровательная блогерша Юля Пчелкина (Любовь Аксенова), и добродушный начальник Грома в исполнении Алексея Маклакова, и друг детства Разумовского (Дмитрий Чеботарев). В эпизодах появляются рэпер Киевстонер и даже депутат Милонов.

А один из главных героев фильма – прекрасный Петербург, зафиксированный камерой Максима Жукова и очищенный от визуального шума на постпродакшне. Кроме знаковых Дворцовой площади или Русского музея в кадр попадает Высшая школа менеджмента, отреставрированная силами бюро Никиты Явейна, а ведь сегодня Явейн – это такая же примета Петербурга, как пробки или Чижик-Пыжик.

Привет Навальному: Любовь Аксенова в роли блогера-расследователя
Привет Навальному: Любовь Аксенова в роли блогера-расследователя

Привет Рансьеру, или Эстетика против политики

«МГЧД» – произведение более чем полемичное. Политический аспект вообще больная тема. Неоднократно встречала мнение, что фильм «спорный по части посылов». Удивительное дело: когда наконец-то вышел классный отечественный фильм, все вокруг как-то вдруг сделались ужасно серьезными и переключились из режима нормальных людей в режим зануд. Притворяются досрочными пенсионерами, утверждая очередную чушь, на выбор:

  • что в России никто не делает прямые эфиры,
  • что в России никто не читает комиксы,
  • что в России нельзя романтизировать полицейских,
  • что Петербург на самом деле другой,
  • что таких айтишников не бывает,
  • что герои одеты не по моде
  • и вообще участок полиции – как из американского фильма (последнее – мое любимое, конечно, ну просто гениальная придирка, в то время как полицейский участок из «МГЧД» получился очень душевным, немного ретро, по-хорошему ненастоящим, в лучших традициях полицейского кино).

Ох, какие вы все сложные. Это комикс, друзья! Вы либо не в курсе, какие вообще бывают комиксы (а они бывают КАКИЕ УГОДНО РАЗНЫЕ), либо не хотите осознавать, что в России для кого-то действительно важно сделать интересный кинокомикс на отечественной почве, либо просто делаете фильму антирекламу, и тут уже могут быть варианты: зависть, подкуп, врожденное злословие или банальная тупость.

Некоторые оригиналы даже сделку с Netflix демонизируют – вместо того, чтобы порадоваться, что «МГЧД» смогут увидеть больше людей. (Кто не в курсе, кроме Кинопоиска фильм купил сервис Netflix, а это значит выход на международную аудиторию.)

Автограф-сессия актеров «МГЧД» в Детском мире на Лубянке
Автограф-сессия актеров «МГЧД» в Детском мире на Лубянке

Короче, неприязнь к отцу Габрелянова (Арам Ашотович основал издательский дом «News Media», порталы Life.ru и др., сын Артем Габрелянов – создатель издательства Bubble Comics, на страницах изданий которого впервые появился Майор Гром) перешла на фильм «МГЧД».

Фильм заклеймили как «агитку», да еще и вторичную. При этом на «МГЧД» не было потрачено ни копейки из Фонда кино и прочих богоугодных организаций, которые так ненавидят наши свободолюбивые деятели культуры, но гранты от которых уверенно посасывают вот уже не первый год.

Чумной Доктор борется с неравенством и несправедливостью своими методами
Чумной Доктор борется с неравенством и несправедливостью своими методами

Как по мне, так чем в сотый раз проводить натянутые параллели с текущей политической повесткой (это даже смешно, учитывая, что первая попытка экранизации «Майора Грома» вышла еще в 2017 в виде короткометражки) и пускаться в бессмысленные рассуждения об узниках совести и противостоянии режиму (тут надо бы каждое слово взять в кавычки, но мне не очень нравится эта практика), гораздо интереснее поговорить об эстетике фильма:

  • О том, как избегали определенных цветов, чтобы добиться идеально выверенной палитры.
  • О том, как вдохновлялись картинами Эндрю Уайета.
  • О том, как выстраивали сложнейшие и дорогущие декорации и создавали чудеса на монтажном столе.

Обо всем этом увлеченно рассказывает режиссер фильма Олег Трофим и съемочная группа – нужно только захотеть их услышать.

Чтобы не повторяться, опубликую здесь несколько ссылок и видео о фильме:

  • О том, как снимали «МГЧД» в материале Кинопоиска
  • Художник-постановщик Дмитрий Онищенко и оператор Максим Жуков рассказывают о работе над фильмом в подкасте Bubble:

  • Подробное интервью с режиссером Олегом Трофимом о декорациях, компьютерной графике и многом другом:

  • Для контраста – старая короткометражка 2017 года:

Делитесь впечатлениями от фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» в комментариях. Интересно, как вы оцениваете кастинг, работу художественного департамента, оператора и фильм в целом?