Сегодня смотрела фильм 1978г Старомодная комедия .
Когда-то в юности я его смотрела, как-то не очень впечатлилась. Ну какие-то два человека встретились, она — весьма эксцентричная особа. Что он в ней нашел? Да, были моменты, на которых я тогда даже всплакнула.
А некоторые фразы из фильма помню до сих пор:
— Настоящая женщина должна быть обольстительной до глубокой старости, до последнего смертного часа!
или вот этот диалог:
— А знаете, что один мудрый француз сказал? Стареть скучно, но это единственная возможность жить долго.
— Жить долго не фокус. Жить интересно — вот задачка
Но истинную глубину фильма я смогла прочувствовать только сейчас.
Фильм снят необычно: в нем всего два актера.
Главный герой. Родион Николаевич, главврач санатория, одинокий замкнутый мужчина. Он сам о себе говорит:
— Иногда мне кажется, что я мамонт. Иду по улице, оглядываюсь и понимаю. Мамонт. Динозавр
Главная героиня. Лидия Васильевна, пациентка санатория, бывшая актриса, артистка цирка, а нынче просто кассирша в цирке (Ну люблю я цирк! Не могу без него!). Ведь сколько испытаний выпало на ее долю! Я просто восхищена ее выдержкой и стойкостью характера.
Последний муж, которого она боготворила, за которым готова была и в рай, и в ад, и на край света, — предал ее, а героиня оправдывает и его, и разлучницу. Видно, что ей невыносимо больно, но она все равно находит им оправдания, а ведь он вышвырнул ее не только из своей жизни, но и из номера, где они вместе выступали, этот номер в комплекте с мужем и даже со сценическим платьем (даже перешивать не пришлось) перешел к ее преемнице.
Но, как поется в песне из этого фильма
Не возвращайтесь к былым возлюбленным,
Былых возлюбленных на свете нет.
Есть дубликаты - как домик убранный,
Где они жили немного лет.
Главной героине трудно понять и принять, что того человека, которого она так любила, больше нет. Есть абсолютно чужой человек — чужой муж, который живет и работает с другой.
А, может быть, она просто прикрывается им как ширмой, чтобы не было еще больнее: он меня не бросил, просто так получилось... ведь может же человек полюбить? Вот и он полюбил, что ж теперь, убивать его за это?
На что наш герой со всей присущей ему прямотой отвечает:
— Я бы его заcтpелил
Постепенно главному герою удается разглядеть за внешне взбалмошной эксцентричной особой чуткую, нежную и ранимую душу главной героини, тщательно ею от всех скрываемую.
Чего стоит только сцена концерта в Домском соборе! Величественные звуки органа пробудили в памяти главной героини сцену прощания с сыном, уходящим на фронт, и Родион Николаевич был потрясен, увидев слезы Лидии Васильевны.
Но они упорно бегут от зарождающихся чувств, прячась в привычные раковины одиночества
— Но мы ведь помним, как мы любили, нам этого достаточно
— А ведь находятся такие глупцы… уверяют, будто одиночество страшит...
— Вот уж не страшит…
— Хотя иногда под вечер… вдруг взгрустнется.
— Разве уж совсем немножечко…
— Еле-еле.
— Совсем чуть-чуть.
........
Немного жаль, что в фильм не вошла фраза, которой заканчивается пьеса Алексея Арбузова, по которой и был снят этот фильм:
Наверно, всю мою жизнь я только и делала, что шла тебе навстречу