Найти тему
FilmGourmand

Двадцатому веку 45 лет

21 мая 1976 на Каннском международном кинофестивале в рамках внеконкурсного показа состоялась премьера фильма Бернардо Бертолуччи "Двадцатый век".

Полная режиссёрская версия картины имеет продолжительность 5 часов 17 минут, что делает фильм одним из самых длинных коммерческих фильмов в истории кино. По признанию Бертолуччи, сначала он планировал снять шестисерийный фильм для телевидения. Но при разработке сценария пришло понимание, что по политическим, социальным и повествовательным причинам фильм больше подходит подходит для большого киноэкрана.

-2

При поиске финансирования для съемок фильма Бернардо Бертолуччи столкнулся с серьёзными проблемами, поскольку многие кинокомпании, ознакомившиеся со сценарием, считали его чрезвачайно прокоммунистическим и даже просталинским. Выручили три американские кинокомпании - United Artists, Paramount Pictures и 20th Century Fox, которые "скинулись" по 2 миллиона долларов. Но причина щедрости была не в идеологических пристрастиях, а в том, что американские продюсеры были впечатлены оглушительным финансовым успехом предыдущей картины Бернардо Бертолуччи - "Последнее танго в Париже", которая при бюджете в 1,25 миллионов долларов собрала более 96 миллионов долларов.

-3

Друзья Бернардо Бертолуччи - итальянские коммунисты - осуждали режиссёра за то, что он согласился принять деньги от американцев. Впрочем, они же осуждали Бертолуччи и за огромное, по их мнению, количество красных флагов в фильме.

-4

На роль Аниты Фурлан Бернардо Бертолуччи изначально предполагал Марию Шнайдер, но из-за жёстких разногласий, возникших между актрисой и режиссёром в ходе съемок фильма "Последнее танго в Париже", Шнайдер была заменена на Стефанию Сандрелли.

-5

Звезда американского кино Берт Ланкастер так горел желанием сыграть в этом фильме, что согласился сниматься без гонорара, только за покрытие его расходов на транспорт и проживание.

-6

Запланированного бюджета в 6 миллионов долларов оказалось недостаточно из-за, во-первых, грандиозного масштаба картины (одних статистов было занято более 12 тысяч человек), а во-вторых, из-за превышения продолжительности периода съемок картины: 14 месяцев вместо 9. В итоге, бюджет вырос до почти 10 миллионов долларов.

-7

Следуя настоятельным требованиям кинопрокатчиков и финансистов для показа фильма в международной аудитории Бертолуччи вынужден был сократить продолжительность фильма до 3,5 часов, вырезав из него наиболее яростно атакуемые кинокритикой откровенные сексуальные сцены и сцены жестокого обращения с животными. При этом фильм был разделён на две части. Однако, всё это не способствовало повышению зрительского интереса: многие кинозрители уходили из кинозала в паузе между первой и второй частями. Впервые полная режиссёрская версия в кинотеатре была показана в Белграде, Сербия, 12 апреля 2007 года, через 31 год после премьеры.

-8

Большинство кинокритиков обрушились на фильм Бертолуччи с разгромными рецензиями. Особенно неистовствовали англо-саксонские критики. Главными пунктами обвинений, предъявленных картине, были её нескрываемые симпатии к социализму и поистине эпическая продолжительность. Кстати, продолжительность фильма Ингмара Бергмана "Фанни и Александр" всего на 5 минут меньше, чем у картины Бертолуччи, но те же критики ни словом не упрекнули бергмановский фильм за большой метраж.

-9

В рецензиях кинокритиков встречались такие отзывы: "независимо от того, воспринимаете ли этот двухсерийный фильм как гламурный эпос или как длинную рекламу итальянской коммунистической партии, он все равно выглядит как крупная катастрофа."

-10

Винсент Канби, обозреватель The New York Times, рупора Демократической партии США, писал: «1900», который по сути является марксистским романом ... не является неинтересным провалом, но, будучи провалом, он выглядит высокомерным. ... По сути, это бесформенная масса кинопленки, в которой есть несколько ярких моментов, но и куча всякого другого, что делает фильм особенно скучным."

-11

Роджер Эберт оценил фильм всего двумя звёздами из 4-х и написал в своей рецензии: «1900» - это фильм, вышедший из-под контроля. Фильм, задуманный в таком эпическом масштабе, что он просто никуда не годится. Фильм, в котором Бертолуччи часами пытается сделать свое заявление о классовой борьбе в Италии только для того, чтобы закончиться на ноте однозначной глупости."

-12

Но все эти выпады в адрес фильма не произвели впечатления на Датскую ассоциацию кинокритиков, которая, надо отдать ей должное, признала фильм Бертолуччи Лучшим европейским фильмом года и наградила его своей премией Бодиль. Другие престижные европейские кинофорумы этот фильм Бертолуччи то ли проигнорировали, то ли не рискнули включить в свои конкурсные программы.

-13

Что любопытно, советские кинозрители смогли посмотреть в кинотеатрах этот откровенно прокоммунистический и антифашистский фильм только с началом перестройки, т.е., через десять лет после его создания.

-14

Кинозрители во всем мире весьма высоко оценили фильм Бернардо Бертолуччи "Двадцатый век". 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Бернардо Бертолуччи "Двадцатый век" по версии FilmGourmand'а составил 8,06, благодаря чему он занял 632-е место в Золотой Тысяче.

-15

Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.