Найти тему
Заметки сисадмина

Почему маркетплейсы захватывают рынок

Оглавление

Летним теплым вечерком 2000 года до нашей эры, разумеется, ты заканчиваешь делать покупки на местном рынке и следуешь домой. Так можно было описать первые маркетплейсы в истории человечества. Рынки существовали практически у всех народов, а в Египте были прерогативой женщин, в то время как мужчины ткали, работая дома.

Само слово «маркет» происходит от латинского «меркатус» или «рыночная площадь». Такие площади занимали несколько улиц города и имели линейную либо централизованную структуру. Рынки могли быть как с товарами общего назначения, так и специализированной тематики.

Изображение из открытого доступа
Изображение из открытого доступа

В современной истории человечество сохранило рыночную систему и даже неплохо усовершенствовало ее в области удобства и практичности для конечного потребителя. Мы можем проследить историю развития современных гигантов Amazon и eBay, начавших свой путь в далеком 1995 году. Формально их можно отнести к первым современным маркетплейсам. Отметилась и китайская платформа Alibaba 1999 года создания.

Так почему же маркетплейсы так популярны сегодня?

Современный маркетплейс – классический посредник в цепи покупатель-продавец, предоставляющий свою площадку как место совершения сделки, а также осуществляющий финансовое посредничество. Сегодня можно найти много таких сайтов при выборе практически любого товара: начиная от кухонной посуды и заканчивая недвижимостью.

Площадки, как правило, предоставляют различные дополнительные функции сравнения и анализа рыночных предложений. Можно с легкостью определить минимум и максимум ценовой политики, а также скорость доставки в различных магазинах.

Изображение из открытого доступа
Изображение из открытого доступа

Сегодня не составит никакого труда проанализировать цены на путешествие, не обращаясь в кассы. Минимум действий, и сложный маршрут, состоящий из нескольких типов транспорта составлен маркетплейсом, на основе анализа различных перевозчиков и потребностей клиента.

Сильные стороны и положительные результаты

Как удобно, можно заниматься собственным бизнесом, не отвлекаясь на промоушен и рекламу. Не болит голова о способах приема денег и заключения договоров с банками и прочей бюрократии современной жизни. Шей свои кожаные кошельки и сумочки, да только успевай обрабатывать и отправлять заказы довольным клиентам.

Есть необходимость оплачивать комиссию с продаж, но я не могу отнести это к негативным сторонам – маркетплейс все же выполняет возложенные на него обязанности: приводит покупателей и помогает найти им именно то, что они ищут.

Изображение из открытого доступа
Изображение из открытого доступа

Маркетплейсы, такие как Ozon или Яндекс.Маркет, помимо электронной поддержки продавцов также оказывает услуги складирования и логистики, что немаловажно для новых небольших команд-энтузиастов, решивших заняться продажами.

Слабые стороны и негативный опыт

Помните различные сайты-дорвеи или лэндинги-однодневки, которые с таймером обратного отсчета прямо требовали от вас покупку? Многие из их основателей перебрались на маркетплейсы и создают там аккаунты-однодневки. Они продают под видом брендовых товаров подделки, сделанные некачественно и зачастую без гарантии. Главное успеть продать максимально много в очень короткий срок.

Возвраты вряд ли будут приниматься или как-то обрабатываться фидбеки от покупателей. Стоит очень внимательно относиться к выбору продавца на подобных площадках – обращайте внимание на его рейтинг и давность регистрации. Чужие отзывы тоже могут быть полезны, если явно не «пахнут» заказухой.

Изображение из открытого доступа
Изображение из открытого доступа

Что же со стороны продавца?

Знакома ли вам ситуация появления конкурента в сфере, в которой вы себя уверенно чувствуете? А что, если конкурент это и есть маркет-площадка? Условия борьбы уже неравные!

Выпускает стартап-фабрика успешную модель кроссовок, делает людей спортивными, а работников фабрики обеспеченными, но в один день узнаешь, что Amazon вдруг решил также заняться обувным бизнесом и произвел свою партию кроссовок, явно схожих с вашей наработкой, по значительно меньшей цене. Качество хуже, а материалы проще? А клиента устраивает.

Так и произошло с американской компанией Allbirds. Ситуация не единичная, и, к сожалению, не имеет решения. Таким образом, площадка абсолютно бесплатно имеет множество статистических и аналитических данных, которые могут быть использованы ею для быстрого и уверенного входа на рынок любых товаров.

Другая сторона проблемы – поток клиентов с торговых площадок может легко вскружить голову и остановить собственные усилия по привлечению и главное удержанию покупателей. Увлекшись работой над оформлением собственной странички и зарабатыванию рейтинга и ачивок на площадке, можно легко и быстро вылететь в трубу в связи с блокировкой аккаунта (по любым причинам).

Изображение из открытого доступа
Изображение из открытого доступа

Стоит помнить, что, развивая магазин на площадке, вы развиваете чужой бизнес и чужой бренд. Стоит уделять внимание собственному бренду независимо.

А покупателям какой с этого прок?

Выбирая подушку на современном электронном рынке не забывайте о правильном подходе сортировки и реально важных параметрах поиска. Профессиональный продавец спросит вас не о цвете подушки, как это сделает площадка для скорой продажи, а о способе сна – подушка для сна на боку или на спине?

Выбирайте с умом, и любой маркетплейс принесет только приятный опыт шопинга.

Что вы больше предпочитаете: покупать на маркетплейсе или конкретном онлайн-магазине?

Эта статья на нашем сайте »