Всем доброго времени суток!
Как сказал ещё Адольф Гитлер: «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят». Как мы уже успели убедиться на примере антиукраинской российской пропаганды, эта аксиома работает безоговорочно и с удивительной закономерностью, будто она создана на все времена. В последнее время часто натыкаюсь на всякие рассказы и страшилки, где повествуется о якобы скрываемых от умов украинцев исторических вещах, что происходили в период т. н. «геноцида русин» в Галиции 1914-1918 гг. Вот только есть примечательная деталь: никто, кроме самих русских националистов, не знает и не признаёт т. н. «геноцид русин», что был распиарен далеко не в наше время, а берёт своё начало ещё на рассвете ХХ века. Эту тему часто затрагивают в те моменты, когда речь заходит о становлении модерной украинской государственности, которая, по мнению психологически больных особей, была выстроена на «костях русского народа Галиции» и при соучастии украинцев в данном «геноциде». И козлу будет ясно, что подобного рода пропагандистская схема нацелена прежде всего на очернение истории украинского народа, интерпретируя его национальное возрождение как что-то кровавое и людоедское. История «уничтожения русин» украинцами тесно связана с Талергофом — австро-венгерским концлагерем времён Первой мировой войны, о котором сегодня речь и пойдёт.
Талергоф: когда и зачем он возник?
Талергоф — один из самых известных лагерей для интернированных времён Первой мировой войны, наравне с Терезином — ещё одним символом тех ужасных страниц истории человечества (их часто ошибочно именуют «лагерями смерти»). Оба лагеря действовали на территории Австро-Венгрии: первый — в самой Австрии, второй — в Чехии. Несмотря на то, что истинный образ Талергофа более чем однозначный, некоторые личности и по сей день предпочитают жить мифами и легендами, вышедшими из уст русско-имперской интеллигенции и клеветников Украины.
Основали Талергоф 4 сентября 1914 года в окрестностях Граца, что у подножья Альп, где действовал военный полигон, а когда началась Великая война, там находился военный аэродром. Выбор этой местности не случайный: тут проходили железнодорожные сообщения, что обеспечивали лагерь нужным снабжением; до войны с Италией в 1915 Талергоф находился в глубоком тылу, куда можно было ссылать политически неугодные элементы, сокращая им шансы на побег к своей стороне, так как местность хорошо осматривалась и легко контролировалась. В тот самый день к лагерю привезли первых 2 тыс. заключённых — в основном галицких и буковинских русофилов, которые подозревались в шпионском сотрудничестве с Российской империей (и в некоторых случаях оно так и было). Австрийская власть в этом отношении была весьма жестокой, так как за критерий определения шпиона могли взять наличие у поданного русской литературы, российского подданства, карты на русском языке и другие атрибуты. Разумеется, данные критерии были не единственными: шпионом могли заклеймить абсолютно кого-угодно, в том числе и немцев, и украинцев (русинов). Лагеря для интернированных, то бишь для политически неугодных и тех, кого заподозрили в шпионской деятельности в пользу вражеского государства, были типичной практикой всех воюющих сторон Великой войны, в том числе и царской России, что соорудила подобный лагерь на острове Нарген близ Баку, однако он предназначался прежде всего для турецких военнопленных. Дело ясное, что в лагерь для военнопленных попадали и заподозренные в шпионаже, ведь туда ссылали также мирных мусульман — подданных России, Персии и, конечно же, Османской империи[1]. Эта черта обобщает Нарген с Талергофом, но никто не кричит о вымышленном «геноциде турок» — видимо, всё нормально».
Вот мы и выяснили: лагерь, построенный близ Граца, предназначался не «для русин» и их «уничтожения», а для содержания шпионов и подрывников внутренней безопасности империи, несмотря на их этническую и религиозную принадлежность. Доказательства этому выводу буду приведены далее.
Тогда почему столько нытья мы слышим именно о Талергофе, если такое явление, как концлагеря, имело место быть во всех воюющих государствах, будь оно для пленных или шпионов? И если в лагерь отправляли людей не по этническому признаку, а на политической основе, тогда каким местом здесь фигурирует «геноцид»?
Политический нарратив Талергофа
Следует помнить, что Галиция по своим политическим традициям была богата на всяческого рода национальные и религиозные движения, чьей деятельности Габсбургская монархия никак не пресекала. В рядах этих движений были и русофилы, сторонники «триединой России», которые в украинской историографии более известны как «москвофилы». Их интересы были представлены такими организациями как «Русская Рада», а затем — Русской народной партией. Они выдвигали идеи завершения «дела Ивана Калиты» — присоединения «русской Галиции» к «матушке России», тем самым завершив «объединение Руси». Для достижения столь амбициозной цели были задействованы все методы и способы борьбы, в том числе информационные. Первую конкуренцию им составляли народовцы, что в 1880-1890-х годах оформились в мощное движение украинофилов, боровшихся за украинскую государственность как в Австро-Венгрии, так и в Российской империи. Влиятельными украинскими организациями были РУРП, позже — УНДП и УСДП. Немаловажным есть факт финансирования Российской империей русофильских сообществ и партий. В одном только 1911 году П. А. Столыпин дал на руки русофилов 15 тыс. рублей для продвижения партии в рейхстаг во время выборов (для сравнения: за 1 тыс. рублей тогда можно было купить хороший кирпичный дом, обшитый металлом)[2]. Разумеется, любители «великой и необъятной» тогда отрицали любые факты их финансирования Санкт-Петербургом, что лишь накаливало обстановку и вызывало смутные сомнения. Австрийская власть понимала, что у русофилов не могло из ниоткуда появиться средства на содержание довольно немаленьких типографических органов, таких как «Галичанин» и «Слово», поэтому у них были все основания полагать, что Российская империя использует русофилов Галиции и как разменную политическую карту, и как шпионскую агентуру. Имеем закономерный итог — ужесточение конфликта между австрийской властью и русофилами.
Крупнейшие города, такие как Львов или Станислав, говорили по большей части на польском, на украинском, частично на иврите, но никак не на русском, от чего население ментально отдалялось от москвофильских движений — они попросту не имели должной популярности. В начале ХХ века это привело к серьёзной конфронтации между украинцами и русофилами, поэтому последние принялись за другую тактику борьбы со своими врагами.
Думаю, что уже все поняли, к чему я клоню. Когда в 1914 году грянула Первая мировая, русофилы попросту воспользовались случаем и стали штамповать страшные рассказы о замыслах проклятых украинофилов уничтожить «русских Галиции», а Талергоф впоследствии стал ассоциироваться никак иначе, как символ «сотрудничества коварных антихристов-украинцев с австро-венгерской властью», у которых была общая цель — уничтожить «триединую» Россию посредством геноцида «русских Галиции». Как видно, информационная война вокруг Талергофа продолжается и по сей день, а затянулась она по той простой причине, что данная тема начала серьёзно рассматриваться учёным светом только в наше время: первая научная публикация о лагерях Австро-Венгрии, основанная на архивных документах, вышла лишь в 2010 году.
В лагерь отправляли тех, кто «не считал себя украинцем»?
Это полная чушь, выдуманная ещё В. Вавриком — заключённым Талергофа и Терезина, что стал известным общественным массам благодаря послевоенному «Талергофскому альманаху», где он публиковал свои неполживые брошюры и очерки о злых и коварных украх. Примечательно, что он не удосужился нормально написать даже историю своего ареста и дальнейшей отправки в лагерь: то он говорит, что сначала он туда попал после фронта, то потом он, внезапно, был заключён по «доносу украинца-шовиниста». Персонаж довольно неоднозначный, как и его воспоминания, так как они неоднократно поддавались цензуре и корректировке в изданиях вышеупомянутого альманаха.
Вот что пишет видный историк Игорь Баринов по поводу жертв австрийских репрессий:
Как следует из текста, Ваврик имплицитно рассматривает Талергоф как место принудительного содержания и физического уничтожения русофилов, отождествляя понятия «талергофец» и «русин»[3]. Это так же не соответствует действительности: в лагерь могли отправить любого подданного Австро-Венгрии, который показался военным властям нелояльным. Так, в конце 1914 года были признаны «подозрительными» и казнены несколько десятков румын, а еще большее количество отправилось в Талергоф[4]. В лагерь попадали чехи, поляки и словенцы, позже к ним добавились евреи[5]. Участник депутатского расследования 1917 года по делу Талергофа, Иржи Стршибрны, указывал, что в Талергофе оказывались даже немцы Галиции[6]. Все они находились в одинаковых условиях и в любой момент могли погибнуть от инфекции или произвола лагерной охраны.
Как я и говорил: лагерь был предназначен для политически опасных лиц, а в таком случае власти закрывали глаза на этническую принадлежность арестованных и брали во внимание только политические взгляды, уровень лояльности и противоправные, как считала сама власть, действия, совершённые этим человеком.
Ваврика мы вспомнили не зря, ведь именно он и популяризировал неполживую цифру прошедших через Талергоф — 20 тыс. человек[7]. Эти цифры не подкреплены ни одним источником, также не известна методика подсчётов, однако это им не мешает кочевать в публикациях и трудах, посвящённым данной тематике. По разным научным данным, к концу осени 1914 года в Талергофе находилось от 5,7 тыс. до 8 тыс. человек. По сведениям Иржи Стршибрны, «в декабре 1914 года число интернированных из Галиции, Буковины, Богемии и Моравии в Талергофе достигло 5 тысяч». Не менее спорным представляется и общее число умерших. Авторы отчета по Талергофу отталкиваются от церковных записей местного прихода, зафиксировавшего по лагерю 1 767 смертей, в том числе 1 312 из них в период между сентябрем 1914 и апрелем 1915 гг. Иржи Стршибрны говорил о 2000 умерших. И то причина львиной доли смертей кроется в эпидемии тифа, который бушует среди большого скопления людей во время любой войны любой эпохи.
Что мы имеем в итоге? Никаких «20 тысяч прошедших через Талергоф» в действительности не было, максимум — 8-10 тыс., а количество погибших и вовсе не позволяет нам говорить о каком-то систематическом геноциде русин, при чём по этническому признаку. Хотя мне пришлось повстречаться с куда более серьёзными упражнениями в ментальной гимнастике. Андрей Ваджра, ещё один украинофобный псих, вовсе распинался о 200-300 тыс. «убитых и замученных карпато-руссов».
На этом полёт маняфантазий Ваврика не оканчивается и только начинает набирать обороты. Наша бедная жертва заявила, что австрияки проводили «геноцид» не какими попало способами, а с помощью «прививания яда заразных болезней», разумеется, «о лечении погибающих людей и речи не было». Что нам на этот счёт говорит историческая реальность?
Тот же Игорь Баринов констатирует, что:
На самом деле заключенные, уже заболевшие или имевшие подозрение на заболевание, сразу отправлялись в изоляционные бараки, вскоре появился инфекционный госпиталь на 500 коек[8]. В январе 1915 года в Талергоф с инспекцией посетили представители санитарного департамента Министерства внутренних дел, которые по возвращении в Вену в весьма резкой форме высказались о состоянии дел в лагере[9]. Поскольку с тифом не могли справиться, был прекращен прием в лагерь новых интернированных, а эпидемию смогли побороть только в марте-апреле 1915 года[10].
Как же так получается? Злые австрияке хотели вирусным путём поубивать всех бедных русин в лагере, но вот кому строились бараки и госпитали с сотнями коек — не понятно.
Голословные рассказы о ужасах «геноцида посредством заразных болезней» разбиваются об стену воспоминаний тех, кто непосредственно был интернированным в Талергоф. Например, небезызвестный православный священник Григорий Макар, что был обвинён австрийской властью в москвофильстве и государственной нелояльности, о состоянии лагеря на момент 1916 года писал следующее:
80 зданий в три ряда с уличками между ними. Два ряда предназначены для здоровых заключённых и кухни, а третий — для лазаретов. По середине колокольня и два ресторанчика, а сбоку отделение для инфекционных больных и морг. В третьем ряду по середине расположилась большая баня для дезинфекции.
Г. Макара любят часто цитировать и адепты «геноцида русин», однако они это делают с очень тщательной избирательностью, игнорируя его описание бараков, структуры лагеря и рацион питания заключённых на момент 1916 года. Так где же тот распиаренный апокалиптический геноцид? Разве целью империи Габсбургов было не уничтожение «русских Галиции»? Тогда для кого возводились лазареты, бани, столовые (думаю, именно их и подразумевал Г. Макар под понятием «ресторанчики»), кухни? Конечно, никто из исследователей не утверждает, что Талергоф был каким-то пунктом для отдыха или санаторием, но интерпретировать его как «лагерь смерти для русин» тоже будет смотреться антинаучно и крайне глупо. Мы помним, что Талергоф был обыкновенным лагерем для интернированных, которых нужно было содержать до окончания войны, а не уничтожать(!). Казни, безусловно, были, но их приводили к делу в крайних случаях, а жестокости некоторых солдат и надзирателей (о чём украинофобы очень часто любят скулить) не были даже регламентированы военным законом, то есть — это незаконные преступления, которые осуждала в том числе австрийская юстиция и, в частности, сам монарх. Например, когда в сентябре 1914 года случился инцидент с резнёй арестованных русофилов, это столь неприятное событие получило широкую огласку и весть про неё дошла даже до самого императора Иосифа-Франца, который потребовал от командования «использовать свои меры там, где для этого есть обоснованная причина», а не где попало. Это мало похоже не геноцид.
С таким успехом можно утверждать, что и Россия занималась неким «геноцидом», так как силы РИА, захватившие Львов в августе 1914 года, вели себя уж никак ни лучше: репрессии против украинской интеллигенции и греко-католического духовенства (ссылка Грушевского и Шептицкого), насаждение православия, погромы филиалов «Просвиты» и украинских партий, те же самые стихийные зверства со стороны солдат и многое другое.
Ложным утверждением также есть и то, что в лагере якобы "до зимы 1915 (а некоторые говорят, что до зимы 1914) не было ни одного строения или барака". Данная утка была запущена вышеупомянутым Вавриком, однако и она неэффективна перед исторической действительностью.
Первые палаточные лагеря в Талергофе были возведены 8 сентября 1914 года, то есть спустя 4 дня после основания самого концлагеря: 40 маленьких и 3 больших палаток, рассчитанные каждая на 30 и 300 человек соответственно. Уже к концу сентября было возведено 5 бараков на 250 человек каждый, для остальных пока что отвели строения аэродрома. 11 ноября 1914 года военные и гражданские власти Штирии доложили о строительстве еще 30 бараков, которые, правда, сперва не отапливались[19]. О помещениях для содержания интернированных позаботились с самого начала, а бредни о «ни одной постройки вплоть до зимы» не выдерживают никакой критики.
Существовала ли вообще разница для австрийского командования, кем по этническому и религиозному происхождению являлись их заключённые? Ответ: нет.
Этот вопрос был освещён ещё О. М. Ратушной, старшим преподавателем кафедры истории Украины Национального университета «Львовская политехника»:
Лагерная администрация, офицеры-надзиратели, рядовые жандармы и солдаты абсолютно не рассматривали отдельно украинцев-москвофилов от их национально ориентированных соотечественников (украинофилов) и, когда последние требовали к себе особого обращения, — по словам очевидцев — «тут же получали по морде…»[11]. С дневника русофильского заключённого Талергофа Степана Андреевича Березького узнаём, что «какой-то украинофил донёс полковнику, что священник Сеник после обеда выражал благодарности австрийскому офицерству за разрешение помолиться, а потом попрощался с ними «mit rüssischem Слава Иисусу Христу». Полковник ответил, что он не отличает тут Rüthen-нов, Ükrainer, ни Russen, а заключёнными считает всех…[12]
Греко-католическое духовенство (часто терпящее клеймо «предателей России») также переносило не меньшую массу издевательств со стороны австрийцев, чем православные. Из воспоминаний православного отца Юлиана Гумецкого:
…греко-католический настоятель из Новиц Иван Городецкий скованный ногами и руками, привязанный к части вагона таким образом, что лишь пальцами дотрагивался к низу, зверски избит палками конвоиров по дороге к Талергофу. Вот так его и привезли к месту прибытия больше мёртвым, чем живым…[13]
Воспоминания православного отца-москвофила Курила:
Во время тяжелого этапирования до Талергофа привезли нас к Перемышлю, где остановились около разлагающейся мощи умершего в дороге отца Сохоцкого, греко-католического настоятеля из Стойнова, который погиб от побоев милиции на вокзале Львова…[14]
Это будет огромным шоком для наших имперских друзей из РФ, но в концлагерь отправляли, внезапно, и украинофилов. Да-да, тех самых украинофилов, которые якобы были в сговоре с австрийской властью против бедного и несчастного русинского народа, лишь бы «реализовать свои мазепинские антихристианские планы против Россиюшки». Факты — вещь упрямая, а кому-то даже горькая, так давайте перейдём к ним.
Тот же Игорь Баринов приводит такие эпизоды из жизни Восточной Галиции в условиях военного времени и страха империи перед шпионской агентурой:
Следует также отметить, что несмотря на взаимодействие австрийского руководства с некоторыми украинскими организациями, украинофилы не были застрахованы от непредсказуемости военной юстиции. По воспоминаниям украинского активиста Василя Маковского, он оказался в Талергофе просто потому, что начало войны застало его у друзей в Одессе, откуда он с трудом пробрался окружным путем домой в Галицию[15]. Другой украинофил, Владимир Чировский, участвовавший в притеснениях русофилов в Талергофе, был затем приговорен военным судом за вымогательство у заключенных и взяточничество к шестилетней каторге[16]. Показательно, что летом 1915 года, после начала новой волны репрессий, связанной с отступлением русских войск из Галиции, в Талергофе оказались и украинофилы, участвовавшие в арестах русофилов в предыдущем году[17].
Ничего себе, а это точно «геноцид русских», не украинцев ли случаем?
Шутки шутками, однако тем не менее такие не малозначимые исторические факты замалчиваются и по сей день среди большей части умов российской историографической науки. Документы и факты говорят одно: от Талергофа пострадали абсолютно все, хоть и из-за политических мотивов, а не этнических, но здесь нету бинарности в виде «плохих хохлов» и «хороших русских», как это зачастую желает видеть украинофобная публика. Австрийская власть не преследовала цели «уничтожить русин», ибо это ложь с точки зрения фактов и абсурд с точки зрения логики. Кем или чем тогда пришлось бы восстанавливать безлюдные районы Восточной Галиции, апологеты «русской Голгофы» подумать не удосужились. Контршпионажные действия Габсбургской монархии в условиях военного времени мало того, что не подпадают ни под один пункт определения систематичного геноцида как такового, они не есть чем-то шокирующим или из ряда вон выходящим — к подобной практике прибегали абсолютно все воюющие страны Центрального блока и Антанты. Украинофилы не поддерживали ни эти концлагеря (так как сами туда могли попасть), ни какие-то мифические идеологемы «геноцида» (кого они собрались убивать, своё же население?)— всё это лишь наивная, хоть и жуткая, сказка от русской имперской интеллигенции, что действовала во Львове и надеялась на «возвращение в родную гавань».
Итог
Что про это можно сказать? Никакого «геноцида русин» в истории не существовало, а рассказы, некие воспоминания и «доказательства» о его «чудовищной жестокости» и масштабах истекают из политической среди русофильского движения, которому было выгодно оклеветать всех строителей украинской государственности.
Много кому не впервой сталкиваться с пропагандой и лживостью русских империалистов, поэтому чем больше людей будет задействовано в противостоянии антиукраинским информационным нападкам, тем лучше будет для популярной исторической науки. Миф о Талергофе — это только одна из тех крупинок гигантской пропагандистской машины под названием «украинофобия». Нам предстоит ещё много чего разоблачить и уничтожить раз и навсегда.
Источники
[1] — К.А. Пахалюк. Пространство плена Первой мировой: лагерь для турецких пленных на острове Нарген (1915-1918 гг.). — М., 2014. С. 103-104.
[2] — Бахтурина А. Ю. Политика Российской империи в Восточной Галиции в годы Первой Мировой войны. — М., 2000. С. 47-48.
[3] — Ваврик. Терезин и Талергоф. С. 40.
[4] — Шкундин Г.Д., Ржешевский О.А. Первая мировая война. Исторический очерк. — М., 2002. С. 439.
[5] — Клопова. Терезин и Талергоф: трагедия «тирольцев востока». С. 214-216.
[6] — Stenographische Protokolle der Sitzungen des Abgeordnetenhauses des österreichischen Reichsrates. 6. Sitzung der XXII. Session am 14. Juni 1917. Wien, 1920. P. 246.
[7] — Ваврик. Терезин и Талергоф. С. 48.
[8] — Thalerhof 1914-1936. P. 35, 52.
[9] — Ibid. P. 53.
[10] — Ibid. P. 34, 55.
[11] — ЦДІАУЛ – Ф. 147. – Оп. 1. – Спр. 32. — Л. 64.
[12] — ЦДІАУЛ – Ф. 147. – Оп. 1. – Спр. 22. — Л. 60.
[13] — ЦДІАУЛ – Ф. 147. – Оп. 1. – Спр. 24. — Л. 3.
[14] — ЦДІАУЛ – Ф. 147. – Оп. 1. – Спр. 28. — Л. 95.
[15] — Маковський В. Талєргоф: спогади і документи. — Львів, 1934. С. 56 и сл.
[16] — Талергофский альманах. Вып. 3. Ч. 1. С. 13.
[17] — Клопова. Терезин и Талергоф: трагедия «тирольцев востока». С. 216.
[18] — Bihl. Einige Aspekte der österreichisch-ungarischen Ruthenenpolitik 1914-1918. P. 541-542.
[19] — Thalerhof 1914-1936. P. 31-34.
[20] — Wendland A.V. Die Russophilen in Galizien: Ukrainische Konservative zwischen Österreich und Russland, 1848-1915. Wien, 2001. P. 546.
Игорь Баринов. Образ Талергофа в антиукраинской и антизападной мифологии современной России.
Ратушна Оксана Мирославівна. Життя та побут православних священників у Талергофі (1914 – 1917 рр.).