Евгений Леонов настолько обаятелен, что кажется в кино он создавал образы почти исключительно положительных героев. Но это тот случай, когда большая харизма актера зрителями некритично распространяется на его героев. На самом деле, если взять наиболее известные кинороли Леонова, то большая их часть – персонажи не то чтобы прямо отрицательнее, но по человечески часто неприятные. Чтобы не быть голословным, пробежимся по наиболее известным ролям, которые принесли Евгению Леонову всесоюзную известность.
Первую заметную роль Евгений Леонов сыграл в фильме «Дело Румянцева» (1955). Его герой, Мишка Снегирев, вроде бы парень веселый и компанейский. Но когда главному герою (в исполнении Баталова) понадобилась помощь – нужно было подтвердить алиби для милиции, – Мишка Снегирев отказывается. Мерзкий такой человечек, который предает товарища, чтобы «не замараться».
Затем Леонов сыграл в нескольких фильмах, которые большим явлением в советском кинематографе не стали. Наконец, в 1961 году он сыграл одну из главных ролей в комедии «Полосатый рейс». Оглушительный успех комедии принес и всесоюзную славу Леонову. Его герой, буфетчик Глеб Шулейкин вроде человек позитивный. Однако есть в нем что-то неприятное. Как-то уж очень легко он соглашается врать команде, что является дрессировщиком тигров. В итоге случается чрезвычайное происшествие, которое чудом обошлось без человеческих жертв. Сам Шулейкин показывает себя во всей этой истории полным трусом. Роль смешная и вроде не отрицательная. Но все же образ получился несколько неприятный. Но обаятельная улыбка Леонова заставляет зрителя не обращать внимание на эти мелкие штрихи поведения Шулейкина.
В фильме 1963 года «Крепостная артистка» Леонов играет полностью отрицательную роль самодура, крепостника, графа Кутайсова. Играет гротескно. Графа Кутайсов получился чудо как омерзителен.
А вот в фильме 1964 года «Донская повесть» Евгению Леонову выпала удача сыграть трагическую роль Якова Шибалка. Наверное это одна из самых сильных драматических ролей Леонова.
Но вот фильм 1965 года «Тридцать три». Роль Ивана Сергеевича Травкина, у которого разболелся зуб, ставший причиной большой путаницы. Роль скорее положительная. Но есть неприятный момент. Как-то уж очень легко Иван Сергеевич Травкин отказывается от своей жены и детей в пользу московской «новой жены». То есть роль как бы с червоточинкой.
Фильма 1967 года «Снежная королева». Снова однозначно отрицательная роль короля Эрика XXIX.
Комедия 1968 года «Урок литературы», где Леонов играет Павла Петровича Вронского, отца невесты главного героя. Несколько затюканный женой, решивший «сходить на лево» герой не то чтобы явно негативен, но образ получился достаточно неприятный.
И комедия того же 1968 года «Зигзаг удачи». Фотограф Владимир Антонович Орешников, который выиграл 10 тысяч, в исполнении Евгения Леонова получился таким вроде обаятельным. Но при ближайшем рассмотрении… Своей невесте купить новое пальто он зажмотился, хотя сперва хотел пустить ей пыль в глаза и купить шубу. А под конец, когда невеста обиделась, кинул ей вдогонку «не такая уж ты и красивая». Одной этой фразой Леонов показал, какой низкой личностью является Владимир Антонович Орешников.
«Гори, гори, моя звезда» 1969 года. Фильм про Гражданскую войну. И снова Леонов играет обаятельно приспособленца, который при малейшей опасности готов предать товарищей. Его «иллюзионщик» Пашка подлаживается под каждую власть, лишь бы только его не тронули. И снова вроде бы явно он никого не предает. Но образ снова – мерзенький.
Драма 1970 года «Белорусский вокзал» – ещё одна сильная трагическая роль Евгения Леонова. Тут однозначно – положительный герой, слесарь Иван Приходько, бывший командир разведки.
А на следующий год одна из самых популярных советских комедий «Джентльмены удачи». Евгений Леонов тут играет сразу две полярно противоположные роли: добродушного правильного зав.детским садом Трошкина, который переживает даже за уголовников и гнусного гада, главаря шайки «Доцента», который легко может убить человека. Что называется талант – обе ипостаси Леонову удались на славу. Веришь ему и в роли доброго зав.дедсадом и в роли уголовника «Доцента».
Фильм 1972 года «Гонщики» («дядя Ваня» Кукушкин) и вышедший в том же году многосерийный телефильм «Большая перемена» (Степан Семёнович Леднёв) – две однозначно положительных роли в активе актера. Леонову словно надоело играть по виду обаятельных, а на поверку скользких людишек.
Но вот в 1973 году выходит фильм «Совсем пропащий» по мотивам произведений Марка Твена. И Леонов снова играет мерзкого гада – «Короля», который на пару с «Герцогом» (которого сыграл Вахтанг Кикабидзе), занимаются жульничеством и воровством. Заметим, кстати, что Леонову отлично удавались роли гадких королей – самозваных или «настоящих», сказочных.
Фильм 1974 года «Премия». Тут Евгению Леонову доверили играть такую положительную роль, что прямо нет ни единого пятнышка. Бригадир Потапов и его строительная бригада решают отказаться от премии, потому что считают ее незаслуженной. Отказ провоцирует громкий скандал. Этот фильм в свое время в СССР активно обсуждали в печати. Правда нельзя сказать, что эта роль принесла Леонову большую славу.
А на следующий год, 1975-й, Евгений Леонов снялся ещё в одном всенародно любимом фильме «Афоня». И снова играет скользкого типа. Его штукатур Коля вроде бы говорит правильные вещи и, опять же, вроде бы радушен и добр. Однако жена его выгнала за пьянство. Но и это не самое печальное. Самое печальное, что когда ему пришлось туго, он воспользовался помощью Афони и вселился к нему в квартиру. А вот когда Афоне стало плохо и он просит Колю «поживи ещё немного» – почти просит спасти его – Коля бочком, бочком и на выход. Не хочет он спасть Афоню. И в гости его формально приглашает, но только чтобы жена не видела. Опять маленькое, но предательство. Евгений Леонов позднее вспоминал, что для показа душевной низости Коли специально придумал маленький момент, когда Коля в сцене прощания мелочно собирает со стола рассыпавшуюся мелочь.
В фильме «Старший сын» Леонов играет несчастного музыканта Сарафанова. Снова роль трагическая и положительная. Правда с некоторым послевкусием. Положа руку на сердце, Сарафанов-старший уже малость сбрендил, если чуть ли не ультимативно требует признать совершенно постороннего (пусть и обаятельного) парня в исполнении Николая Караченцова, своим сыном. Жалкий он какой-то, этот Сарафанов-старший.
Далее идет подряд несколько работ, в которых Леонов играет положительные или, во всяком случае, не отрицательные роли: «Легенда о Тиле» (Ламме Гудзак), «Длинное, длинное дело...» (следователь Лужин), «Мимино» (Волохов), «Смешные люди!» (регент Алексей Алексеевич), «Женитьба» (Жевакин), «И это всё о нём» (следователь Прохоров). Но это всё роли второго плана, кроме следователя Прохорова в многосерийном телефильме «И это всё о нём». Но, говоря по правде, это не самая лучшая роль Леонова и, по хорошему, сыграть ее мог кто угодно.
Далее, словно устав от положительных ролей, Евгений Леонов снимается подряд в трех фильмах, в которых играет неприятных, а то и мерзких героев. Мендосо в «Дуэнье» (1978), Король в «Обыкновенном чуде» (1978) и бесцеремонно навязчивый неприятный тип Василий Игнатьич Харитонов из «Осеннего марафона» (1979). Особенно неприятен последний своей липучей навязчивостью и бесцеремонностью, доходящей до хамства.
В «За спичками» (1980) Леонов играет весельчака и не дурака выпить Антти Ихалайнена – роль положительная, но не самая популярная в народе. Актер Бубенцов из «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) – более сложный персонаж, который сначала скорее негативный, чем позитивный (такой циничный провинциальный актеришка), но в финале всё же возвышается до гражданского пафоса. Наконец, Павел Иванович Васин из «Слёзы капали» (1982) по сюжету – добрый и отзывчивый человек. Но… Но по сюжету же, в самом начале ему в глаз попадает осколок разбитого волшебного стекла и весь фильм Леонов играет злого и раздражённого Васина, который формально говорит правду людям, а на самом деле оскорбляет их. Леонову вообще хорошо удавались такие роли.
Ну и, наконец, последняя, наверное, по настоящему любимая миллионами роль Евгения Леонова – это господин Уэф из гротеска «Кин-дза-дза!» (1986). Тут даже обсуждать нечего – Уэф однозначно гнусный тип, как и все чатлане.
Далее в активе Леонова было еще несколько фильмов: «Паспорт» – с мерзким чиновником советского посольства в Вене, «Настя» в качестве раздраженного директора канцелярского магазина, «Убить дракона» – неприятный бургомистр (пародия на Л.И.Брежнева) и совсем уж мало интересные типа «Американского дедушки».
Конечно у Евгения Леонова было много ролей и в других фильмах, но основные, самые известные, тут перечислены. И однозначно положительных ролей не так уж много: Яков Шибалк, Иван Приходько, зав.детским садом Трошкин, Кукушкин, Степан Семёнович Леднёв, Бригадир Потапов, Волохов, следователь Прохоров. Вот, пожалуй, и все. Причем половина этих ролей – не главные, а то и совсем мелкие (типа Волохова из «Мимино»).
Однозначно негативных (вроде Короля из «Обыкновенного чуда») тоже не так уж много. Большая часть ролей Леонова – это люди, скажем так, обычные, но с каким-то моральным дефектом, который в трудную минуту может выйти наружу. Вроде того же фотографа Орешкина из «Зигзага удачи» или штукатура Коли из «Афони».
Огромный талант и необыкновенно обаятельное лицо Евгения Леонова делает этих героев на первый взгляд вроде даже положительными. Но копни их глубже – все они с гнильцой и готовы если не предать, то, во всяком случае, не желают помочь кому-то, кому требуется их помощь. Леонову очень хорошо удавались именно такие герои. И что самое интересное, именно этот класс героев Леонова – не явные негодяи, но такие тихие предатели или просто по человечески неприятные – во многом принесли Евгению Леонову наибольшую славу в народе.