Да, ваши глаза вас не подводят, именно курицу. Самую обыкновенную.
Удивлены? Так я тоже удивилась, когда в один солнечный день тысяча-девятьсот-восемьдесят-какого-то года в стены нашей альма-матери внесли железную клеть с самой натуральной, живой курой (а также авоську с уже ощипанной, непотрошёной «синей птицей») и начали объяснять, какую важную веху она сыграет в нашем обучении.
Причём, как минимум, по трём направлениям.
Анатомия
Знание анатомии — то, что отделяет и отличает хорошего художника от плохого. Нас потом даже к медикам в их «анатомический театр» водили, смотреть, так сказать, на мышцы изнутри. Но это было потом.
Курица же для постижения этой сложной науки важна, потому что является эталонным учебным пособием: минимум «видимых» мышц, простая геометрия и кинематика. Можно посмотреть на объект в движении, можно детально рассмотреть анатомию покоя на «синей птице».
Именно на курице проще понять, в чём визуальная разница между, условно, крылом в покое и крылом в движении, а также решить для себя, как это крыло лучше изобразить.
Умение рисовать одежду
В нашем случае вместо одежды мы имеем перья, но это сути не меняет. Если кратко и для «неспециалиста», то для того, чтобы верхний слой (та же одежда) не выглядел позорно — сначала нужно очертить нижний, а уже потом как бы «наложить» на него одежду или, в нашем случае, перья.
Иначе «накосячите» или в пропорциях, или с той же проклятой перспективой, или ещё минимум в десятке возможных мест.
И снова-таки курица — эталонный «тренажёр».
Перья формируют более-менее ровный слой (пусть и с варьирующейся толщиной прилегания) без складок, что вместе с прошлым пунктом (мало «активных» мышц, простая кинематика) позволяет научиться основам, а дальше — уже от простого к сложному.
Перспектива
Ещё одна незаметная на первый взгляд, но немаловажная практика на курице — это развитие «трёхмерного мышления».
Птица — она, как правило, низкая, а в нашем случае — это ещё и усугубили, поставив клеть на низенький такой стул.
Что это даёт? Так расписывать-то её надо более-менее сбоку, а смотришь ты на неё сверху. Это, конечно, пример грубый и утрированный, но он таким и должен быть для достижения базового понимания, как «совместить» на картине проекции переднего и заднего плана.
Ещё нас, например, долго мучали, заставляя рисовать бетонный куб с торчащей арматурой, в самых разных проекциях. Для выработки трёхмерного мышления — компьютеров-то тогда не было.
Курино-академические отношения
В общем — думаю, что вы важность курицы в искусстве поняли. Нам рассказывали о том, что этот этап обучения появился ещё до Революции, и я уверена, что в «элитных» академиях (или во что там сейчас выделили художницко-искусствоведческие факультеты) анатомию «на курицах» преподают до сих пор.
Банально не изобрели пока чего-то, более подходящего на роль учебного пособия для базового обучения на том этапе, когда «красить» студент уже умеет, а рисовать — ещё нет.
***
Лучший способ поддержать молодой канал — лайк и репост, одно без другого (почти) не работает. Также буду крайне благодарна любым комментариям: всех прочту, на всё отвечу.