Найти в Дзене

Шаровидные конкреции из Ледникового периода. Жуковлянские валуны.

В 1901-1902гг. около с.Александровского (в 3 км севернее его) прокладывается первый путь Северной железной дороги сообщения Санкт-Петербург – Вологда - Вятка. В результате этого строительства в 3 верстах от села и 25 верстах от уездного города Котельнича строится станция Ацвеж. Для строительства насыпи железнодорожного пути песок вывозили из окрестностей деревни Саваловцы. Там от разработок остался карьер, в котором образовался естественный пруд. (Всё это сейчас замечательно вписывается в ландшафт этих мест). Спустя 80 лет железнодорожный путь в одну «ветку» с трудом справлялся с большим потоком грузоперевозок. И государством было принято решение расширить железнодорожный участок сообщением Котельнич – Свеча. В 1982 -1983 гг. строительство второго пути железной дороги шло от ст.Ронжино через ст.Ацвеж к ст.Свеча. Для насыпи железнодорожного полотна был необходим песчаный грунт в огромных количествах. Объёмы первого (Саваловского) карьера, оставшегося от строительства железнодорожного по
Высота порядка 175 см
Высота порядка 175 см

В 1901-1902гг. около с.Александровского (в 3 км севернее его) прокладывается первый путь Северной железной дороги сообщения Санкт-Петербург – Вологда - Вятка. В результате этого строительства в 3 верстах от села и 25 верстах от уездного города Котельнича строится станция Ацвеж. Для строительства насыпи железнодорожного пути песок вывозили из окрестностей деревни Саваловцы. Там от разработок остался карьер, в котором образовался естественный пруд. (Всё это сейчас замечательно вписывается в ландшафт этих мест). Спустя 80 лет железнодорожный путь в одну «ветку» с трудом справлялся с большим потоком грузоперевозок. И государством было принято решение расширить железнодорожный участок сообщением Котельнич – Свеча. В 1982 -1983 гг. строительство второго пути железной дороги шло от ст.Ронжино через ст.Ацвеж к ст.Свеча. Для насыпи железнодорожного полотна был необходим песчаный грунт в огромных количествах. Объёмы первого (Саваловского) карьера, оставшегося от строительства железнодорожного полотна в 1901-1902 гг., были недостаточны. Пробный грунт, взятый в 1 км от ст.Ацвеж возле деревни Белки (там карьер был экономически выгоднее), был не пригоден для строительных работ. В результате разведывательных изысканий, песок для строительства насыпи было решено вывозить правее деревни Саваловцы, из окрестностей деревень Жуковляне (в 0,5 км от деревни) и Леденешник (деревня существовала до 1961 года). Специально для вывоза песка от 846 км Северной ж.д. (сейчас это остановочная платформа) в карьер проложили «однопутную» железную дорогу возле деревень Молосники и Жуковляне. Здесь, на левом берегу р.Ацвеж, начались работы по выборке песчаного грунта, в результате которых и образовался Жуковлянский карьер.

-2

Собственно геологических обнажений на территории Александровского сельского поселения нет, но вот, во время работ по забору грунта, стены карьера проявили водноледниковые отложения, которые и представляют историко-геологический интерес.

-3

По данным исследований, проведенных в 2006-2007 годах учениками средней школы с. Александровское под руководством учителя географии Червякова В.П., образования карьера были сформированы в результате воздействия последнего Ледникового периода. Они представлены массивными залежами песка с небольшими микро-фрагментами песчаника, а также наличием галечника в породе песка. Но наибольший интерес представляют валуны, принесённые Камским ледником с Уральских гор. Это валуны сливного кварцита, обломки дырчатых квартоцитопесчаников с характерной мелкоячеистой поверхностью. Расположены валуны в основном группами до 24 экземпляров (так хаотично их складывали во время разработки карьера, чтоб они не мешали дальнейшей выборке грунта) на протяжении полукилометра вдоль карьера. Размеры валунов впечатляют: от 70х70х125 до 230х220х130 см. Есть уникальный по размеру валун (170 см.) В Кировской области таких практически нет (Сравниться могут только валуны реки Пушмы из Подосиновского района).

-4

Есть и другая версия происхождения этих валунов, высказанная исследователями педуниверситета г. Кирова. Они склоняются к тому, что эти образования местного происхождения, были сформированы в течение Пермского периода Палеозойской эры. Окончательную округлую форму им придало наступившее мелководное Казанское море, «обкатав» некоторые до почти идеально круглой формы. К настоящему времени других научных исследований не проводилось.

Знаменитые "целующиеся камни", романтика 😊
Знаменитые "целующиеся камни", романтика 😊

Сейчас же Жуковлянский карьер «оброс» сосновым лесом - это потрясающе красивое место в 7 км от села Александровское. Всегда чистый воздух, зелень лесов и лугов, речка и … валуны Ледникового периода! Сюда каждое лето спешат туристы-любители из различных уголков нашей страны.

-6
-7
-8

Если вам понравилась статья, то ставьте лайки. Подписывайтесь на мой блог о авто путешествиях. Мы с супругой на протяжении 5 лет колесим по России в поисках приключений😊

🌍📌Место на карте:

Жуковлянские валуны

Россия, Кировская область, Котельничский район

https://yandex.ru/maps/org/zhukovlyanskiye_valuny/4519986759