Привет! Сегодня в "Свежевыжатых" три весьма самобытные мистические работы из разных уголков света - комнатный триллер из Штатов, весьма интересный проклассический хоррор из Индонезии с массой старых приемов и умный мистический триллер из Англии.
Джинн
С джиннами в культуре западной отношения исчерпываются парой-тройкой фильмов, в которых магические существа предстают исполнителями желаний с каверзным подходом к делу - мысль изреченная есть ложь, так что желание исполненное оборачивается порой трагедией. Тем временем, в арабской мифологии джинны занимают очень серьезное место. Джинны не восприимчивы для человека, но живут они параллельно с людьми. Поэтому джинн может оказаться в том же пространстве, что и человек, и если человек захочет призвать джинна...
Если вы следите за нашими выпусками, то знакомы с весьма примечательным хоррором "В тени" совместного производства Великобритании, Иордании и Ирана. В этом фильме тема джиннов освещена, пожалуй, наиболее интересно. Но вернемся к нашему сегодняшнему фильму - это небольшой такой комнатный триллер о мальчике, который не умел говорить, но смог призвать джинна.
Да, главный герой немой парень лет 10 Дилан, который недавно потерял мать, и, конечно, всё начинается с флэшбека, который становится сквозной темой, к концу фильма проясняющей подробности трагической потери. С отцом Дилан недавно поселился в новом доме, и пока отец уходит на работу, Дилан предоставлен самому себе - он смотрит телек, слушает музыку и исследует новое жилое пространство, конечно. Кстати, кадры сцены, где Дилан остаётся один весьма вкусно поставлены и сыграны и навевают воспоминания о детских временах, когда дома больше никого. Только вот в этом доме кто-то есть.
А вернее что-то. Дилан находит странную книгу, которая описывает ритуал вызова сущности, исполняющей желание - всё выглядит весьма заманчиво, оговорка лишь одна - если выживешь до рассвета, желание сбудется. Звучит мрачно, но, с другой стороны, быть может имеются ввиду, естественные факторы, ведь, как в хитрых контрактах, никто не указал подробностей. Дилан исполняет ритуал, капнув каплю крови на свечу и показав в зеркало на языке жестов своё желание - он хочет научиться говорить.
Позднее мы поймем, почему это так важно, а также авторы попытаются подвести повествование под философскую сентенцию "что сделано, то не может быть отменено". Если честно, для такой напыщенной фразы фильму не хватает более неочевидных ходов - тут всё примерно понятно сразу. Ну да ладно - это всё ближе к концовке. Пока же Дилан остаётся наедине уже не с самим собой, а со своим изреченным желанием, и оно начинает приобретать какую-то зловещую форму. Очень скоро становится ясно, что же имелось ввиду под оговоркой "если дождешься полуночи" - в небольшой квартире объявляются незваные гости. Дилан запирается в ванной, и пока кто-то толкает дверь со страшной силой, парень понимает, что забыл свой ингалятор и начинает задыхаться...
Вот именно это работает в "Джинне" хорошо - возня в замкнутом пространстве. Не беготня по огромным особнякам с тремя лестницами и двумя лифтами (и лифтером, который раздает попкорн), не попытка спастись от монстра под кроватью в одной из шести спален в типовом американском доме. Пространство действительно небольшое, и авторам неплохо (местами) удалось создать достоверные ощущения тесноты и безвыходности. Именно этим фильм хорош - что есть то есть - надо сказать, это могла быть неплохая крепкая короткометражка, этим авторы сделали бы нам одолжение. Но хронометраж в полтора часа фильму, конечно, великоват. Тем не менее, изучить не столь заезженную тему джиннов (гуглить придется самим, фильм мало чего откроет), оценить постановку напряженных сцен в замкнутой квартире и увидеть несколько неплохих решений с монстрами вам удастся. Атмосферой и пространством фильм несколько перекликается с недавним "Диббуком", рецензию давали в одном из выпусков, ссылка внизу.
Королева черной магии
Кто соскучился по мистическим фильмам ужасов, которые не стоят за ценой, предпочитая брать количеством во всём - в литрах сиропа, в бутафории и гриме, в способах нагнать ужас - можете замереть. Королева пришла, с ключом от большого индонезийского шкафа со скелетами и дешевой бутафорией.
В последнее время нас действительно забаловали слоубернерами и психологическими триллерами, где на протяжении двух часов с очень маленьким количеством героев происходит...почти ничего. И всё это расчудесно, только вот нас никто не спросил. Тренд, как говорится - или подключайся или пережидай в сарае. Или...или вот есть кинематограф других стран. Индонезийские фильмы вообще радуют - в том году был недурной "Ад женщины", но оказалось, что помимо Джоко Анвара, в стране есть и другие авторы хоррора.
Не подумайте, что "Королева черной магии" - это удалая стилизация под Б-муви или ядреный треш, совсем нет - фильм как раз пытается догнать несколько устаревшие в Голливуде шаблоны и тенденции, и благодаря местному очарованию и самобытности, фильму удаётся зацепить даже при таком спорном ходе.
Начинается всё, как водится, на ночной одинокой дороге, по которой Джаниф везёт в машине всё своё семейство в сторону детского приюта, в котором он вырос. Хозяин приюта при смерти, так что Джаниф спешит навестить его. Согласно устоявшимся традициям, Джаниф по пути сбивает олененка, но нам показывают, что на самом деле была сбита девочка. Джаниф, не заметив этого, уезжает. Скоро он прибывает к приюту, куда помимо него приезжают двое его верных друзей детства, тоже с женами. В приюте непривычно тихо - все дети отправились на автобусе в поездку, в здании лишь двое детей-подростков и двое работников - мужчина со странным для нас именем Маман и девушка Сити.
Джаниф уговаривает друга Джеффа съездить проверить сбитого оленя, а чуть раньше рассказывает жене о некоей мисс Мире и девочке Мурни. Мурни якобы сбежала, а мисс Мира сошла с ума. Пока Джаниф и Джефф уезжают, мы узнаём и другие подробности - младшему сыну Джанифа Хаки местные показывают видеозапись, на которой та самая мисс Мира выглядит настроенной достаточно недружелюбно к троим друзьям - Джаниф, Джефф и Антон на пленке ещё дети. Тем временем Джаниф и Джефф прибывают на место аварии, находят сбитую девочку, а неподалеку - тот самый автобус, на котором уехали все воспитанники. И внутри никого живого.
Джефф и Джаниф возвращаются в приют, чтобы вызвать полицию, но телефон, конечно, отключен. Тогда они отправляют Антона съездить в участок, но чтобы разобраться тот сначала отыскивает автобус... А тем временем в приюте жёны друзей начинают сходить с ума, при чем помешательство их оказывается довольно травматичным. Попытка добраться до госпиталя проваливается - друзья понимают, что ездят по кругу, тогда то Джефф и решается рассказать, что же в самом деле случилось с мисс Мирой. Только вот впереди ещё много откровений.
Да, на сюжетные повороты фильм не скупится также, как и на остальные трюки, правда вот сюжетные ходы вряд ли покажутся вам новыми - есть тайна, которая постепенно раскрывается, поворачиваясь самой невыгодной стороной - кроме того, герои порой немного торопятся с "озарениями". Но, в целом, всё достаточно ладно и интересно смотрится, конструкция где-то проседает, но точно не рассыпается.
По поводу методов воздействия на публику - тут создатели взяли старый сундучок, сдули с букв "для баек из склепа" пыль, и выпотрошили оттуда всё. Тут есть и жуткие сколопендры и черви под кожей и поедание гусениц и левитация с возгораниями - всё это действительно уровня дешевых ужастиков 90-х, но как-то так вышло, что всё это смотрится - то ли мы соскучились, то ли просто вписалось в органику. Это действительно удивляет, но фильм вправду не даёт заскучать, и несмотря на до боли знакомые ходы сценария, на клишированные приёмы, на устаревшие спецэффекты, "Королева черной магии" выдаёт пугательное шоу хорошего уровня.
В земле
Верь силе, но не посланникам её
Сколько пальцев понадобится чтобы подсчитать количество ужастиков, где местом действия является лоно природы? Нет, это не расхожая прибаутка, и искать ответ в интернете не стоит. Это прямой вопрос, и если вы задумаетесь, то, наверное, припомните мало хорроров в дикой местности. Слешеры про лагерь у озера не считаются - речь именно о дикой природе. Конечно, на ум сразу идёт "Ведьма из Блэр", было "Солнцестояние" Астера, но там был городок, был "Поворот не туда", был "Ритуал". Но в том и дело - почти в каждом из этих фильмов ужасов герои встречаются именно с какой-то фриковой герметической цивилизацией, культурные ценности которой оказываются весьма экстравагантными. Но что насчёт столкновения с чем-то действительно древним и диким? Впрочем, всё может оказаться не тем, чем казалось.
Бен Уитли, пока вы смотрели бесконечные урбанистические хорроры и ужастики спальных районов, продолжал гнуть свою линию, начатую им в "Поле в Англии". И результатом стал свежий wild nature horror (хоррор на дикой природе) с простым названием "В земле".
Итак, для начала Уитли берёт злободневную тему - человечество уже несколько лет живёт в условиях эпидемии вируса - и сразу же выпуливает главного героя из этой среды, так что мы лишь в первых кадрах видим, как ученый-биолог Мартин в привычной нам всем маске-респираторе прибывает в закрытую лесную зону, где встречается с группой рейнджеров и егерей. Получив в сопровождающие девушку по имени Альма, Мартин узнаёт от неё, что идти до места назначения - лагеря биолога Оливии, занимающейся здесь важными исследованиями - два дня, при чём только пешком. Ночной сон, и в пять утра герои выдвигаются в путь. В лагере Мартин успевает заметить изображение странной сущности, и рейнджер Альма поясняет, что это связано с местными верованиями и какой-то древней книгой.
Из разговоров между героями мы понимаем, что Мартин ищет Оливию не только ради научного интереса - он встречался с ней, а она уже некоторое время не выходит на связь. Кроме того, становится ясно, что Оливия, как и Мартин изучает нечто "микоризу" - этот реальный термин обозначает симбиоз грибницы и корней деревьев, который стараниями Уитли превращается в фильме во что-то грандиозное и полумифическое, о чем герои говорят шепотом и с неким пиететом.
Очень скоро герои набредают на пустую брошенную палатку, в которой судя по всему останавливалась на кемпинг семья, и брошенные вещи несколько пугают странников. Ночью позднее на героев нападают, ломают какое-то ценное оборудования Мартина и - что неприятнее всего - крадут обувь. Скоро Мартин неудачно наступает на корягу, распарывает ногу, и путь становится почти невыносимым. Маячащий то тут то там силуэт пугает героев, но скоро оказывается, что он принадлежит Заку, который помогает героям - обрабатывает рану Мартина, даёт ему обувь, кормит и вообще ведёт себя гостеприимно. В лесной чаще у Зака целый палаточный лагерь, только живёт он там один. Зак рассказывает, что он терпеть не может Оливию и её методы общения с таинственным Некто, под которым подразумевается что-то вроде верховного Духа Леса. Оливия исповедует научный подход, Зак же предпочитает "говорить" с сущностью через творчество. Впрочем, нам ещё предстоит разобраться с разностью подходов.
Дальше рассказывать сюжет нет смысла, но по поводу способов общения - авторы создали интересные механики, которые сами по себе достаточно интересны и зрелищны. Уитли предлагает очень необычный и интересный способ общения с дикой природой с помощью звуков разных частот и световых импульсов - не важно работает это или нет - выглядит всё это очень круто. Кроме того, Оливия предполагает, что Мартина привела к ней именно микориза - централизованное подземное существо, которое достучалось до героя с помощью...лишая. А есть ещё та самая книга о существе, связанный с ней огромный камень в лесу, и много другого. Мартин и Альма не раз окажутся в сложной ситуации, совершенно дезориентированные и лишенные понимания, кто свой, а кого стоит опасаться. Добавляем сюда хорошую картинку на лоне дикой природы, отличный саундтрек от Клинта Манселла и мощные визуальные сцены психоделического порядка. Когда я читаю негативные отзывы, у меня возникает ощущение, что некоторые просто поленились внимательно посмотреть фильм.
Ещё в Телеужин:
Ещё кино - три отличных нестандартных хоррора 2010х в новом выпуске "Три пропущенных"
Шеф говорит - Стивен Кинг о постановках собственных книг
Предыдущий выпуск "Свежевыжатых" и ещё три отличных напряженных триллера
8 ролей оскароносных актеров в фильмах ужасов в нашей спецподборке
Песня, застрявшая в голове - самые заезженные треки в кино