Найти тему
Книги и мысли

Исследователи русского фольклора.

Иван Петрович Сахаров (1807 — 1863— русский этнограф-фольклорист, археолог и палеограф.

Современные фольклористы называют Сахарова «поддельщиком» и сочинителем «собственных сказок в слащавой псевдонародной манере», поэтому мне стало интересно разобраться в его работах.

В них было много недостатков, благодаря которым Сахаров и был забыт. Эти недостатки вытекали из его взглядов и из недостаточной, потому что он был самоучка. Например, он почти никогда не указывал, откуда взята, и где записана та или другая песня, былина, сказка и т. д. Сама система расположения песен поражает беспорядочностью.

Его взгляды вводили его в ошибки и заблуждения, он думал, что всё надо выставлять в идеальном виде, он не считал грехом кое-что прикрасить, изменить или выкинуть из песни, былины, сказки и т. д. Поэтому ему и не верили. Что ещё хуже: он позволял себе подделки под народную поэзию и выдавал их за настоящие, оригинальные.

Но стоит поговорить и о его победах. Он с ревностно собирал книги и рукописи, после него осталось обширное собрание рукописей, приобретенное потом графом А. С. Уваровым.

Литературная деятельность Сахарова началась с 1825 и направлена была исключительно на русскую историю, но исторических знаний ему негде было взять: в небольшой библиотеке его отца нашлось немного книг о русской истории. Иван Петрович занялся местной историей: собирал отовсюду материалы для изучения ее, проник в архивы местного монастыря и соборной церкви, а затем стал печатать в газетах материалы, касавшиеся тульской старины.

Ещё Сахаров работал и в области этнографии, он ходил по селам и деревням, прислушивался к русской речи, собирал предания давно забытой старины, "подслушивал" народные песни, былины, сказки, пословицы и поговорки. В

течение шести лет он исходил вдоль и поперек несколько великорусских губерний (Тульскую, Калужскую, Рязанскую, Московскую и др.), и у него образовался богатый этнографический и палеографический материал.

Настоящая известность Сахарова пошла с тех пор, как он с 1836 г., воспользовавшись своим материалом, начал издавать "Сказания русского народа", "Путешествия русских людей", "Песни русского народа", "Записки русских людей", "Сказки" и целый ряд библиографических трудов по старой литературе и археологических исследований. Между тем, интерес людей к народному и народности с 30-х годов чрезвычайно усиливается. Целый ряд изданий Ивана Петровича поразил всех обилием и новостью материала: множество собранных им данных было так неожиданно велико и по большей части для многих так ново.