Из новостей:
«Президент РАН назвал проблемой школ отсутствие идеологии
По мнению Александра Сергеева, проблемы со школьным образованием в России связаны с отсутствием идеологии, основанной на «ценностях, которые объединяют» россиян».
Сначала я удивилась и подумала, что это какой-то молодой да ранний чиновник Америку открыл, потом посмотрела в интернете, серьезный мужчина, физик, 1955 года рождения.
Вот как так?
Мое детство пришлось на 80 годы, когда идеологии было полно, из каждого утюга.
Я прекрасно помню, как это было: какие-то мутные комсомольские собрания, только для галочки, сборы, никто из нас, школьников, не верил в светлые идеалы.
Почему? Да потому что в нас было какое-то исконное, сермяжное знание, что это вранье.
Об этом говорила все поговорки: «Ты здесь хозяин, а не гость, тащи с завода каждый гвоздь!» или «Где бы ни работать – лишь бы не работать!», «Три пишем – два в уме!».
А наши детские переделанные песни:
Все выше, и выше, и выше
Растет на базаре цена
Сегодня ты купишь за рубль
А завтра ты купишь за два!
А анекдоты про Брежнева?
Сейчас у многих людей, которые застали советские годы в раннем детстве почему-то есть убеждение, что это были золотые годы: квартиры всем давали, в магазинах был дефицит, но в домах все было, а главное, никакой безработицы и уверенность в завтрашнем дне.
А как же вечный дефицит? Бесконечные очереди буквально за всем, а уже если в ГУМе или ЦУМе «выбрасывали» югославские сапоги или финские батники, то все близлежащие институты мгновенно пустели, все бежали купить. Вечно достать что-то из-под полы, через черный ход, по блату. Поступления в ВУЗы, например, мединститут, только по блату, так и говорили: у него там лапа.
Потом в перестройку, в конце 80-х появилось мощное движение как раз против такой лживой идеологии, вспомнить хоть фильмы «Дорогая Елена Сергеевна» или «ЧП районного масштаба» ,
Нужна ли школе идеология? А обществу? Возможно ли насадить идеологию сверху?
Я думаю, что были годы, когда в школе и в обществе была идеология, причем истинная, в которую верили все. Например, в военные годы, когда вся страна сплотилась против общего врага. Или в послевоенные годы, когда был подъем коллективизма. Я видела подобное единение народа несколько лет назад в Израиле, в г. Акко. Завыла сирена, которая напоминает о павших, и все остановилось. Жизнь в городе замерла. Остановились машины, водители вышли из них и стояли рядом. Остановились велосипедисты, прохожие. Продавцы вышли из магазинчиков. Мы все стояли, молчали, слушали сирену и думали о тех, кто не дожил. И в этом молчании была такая объединяющая сила, что даже я, туристка, это почувствовала. Три минуты, и снова все стихло, и город зажил своей жизнью, но чувство единения с народом меня не покидало.
Да, у нас нет объединяющей идеи, в этом академик Сергеев, безусловно, прав.
А вы как думаете, можно ли навязать идеологию сверху? Можно ли привить патриотизм уроками или собраниями?