Подруга выложила статью Дины Кирнарской (профессор РАМ им. Гнесиных, доктор искусствоведения), в которой шла речь о важности общего музыкального развития и образования для страны. В комментариях отметили, что нам это не грозит (жителям России), так как курс взят на упрощение и оболванивание. Подруга проживает в Италии с конца 90-х годов, поэтому она ответила, что ей есть с чем сравнить, и в России ситуация во многом лучше. Во всяком случае, ещё осталась система, заложенная со времён СССР, когда в каждом детском саду и школе есть ставка музыкального работника или учителя музыки. В Италии этого нет в принципе, там на уровне государства есть опции, когда организация приглашает консультанта с музыкальным образованием, на полгода или несколько месяцев. В частных учреждениях, на усмотрение руководства, приглашается музыкальный руководитель.
В комментариях выделили Германию и Финляндию, как страны с массовым музыкальным образованием. Что там много деятельности с детскими хорами, в начальной школе осваивают игру на музыкальном инструменте. На примере Германии знаем, что часто таким инструментом выступает блокфлейта. При этом, как обычно, не уточнялось комментаторами, что системы музыкальных школ, как у нас, там нет. Если предметно рассматривать не только крупные города, но и маленькие областные, то по возможности посещать музыкальные школы, художественные или спортивные школы- мы точно не отстаём. Просто у нас это не объединяется с общеобразовательной школой. Последние годы усилился процесс по объединению кружков и школы, но большинство из них - на платной основе.
В Италии, как и в большинстве европейских стран, музыкальное образование с уровнем музыкальной школы, чаще всего, на базе частных учебных заведений. Ещё распространённый вариант, когда частный учитель, обучающий игре на музыкальном инструменте, даёт и основы музыкальной грамоты. Предполагаем, что та певческая культура, о которой мы сразу вспоминаем при упоминании Италии, продолжает жить в некоторых семьях. Претерпевая изменения, меняя направления, любовь к пению или музицированию живёт в новых поколениях, получая истоки из общей культуры народа. Поэтому, нельзя связывать такое развитие только с образовательными организациями. Вопросы о современности тех же музыкальных школ, сочетании классических основ с новыми направлениями, остаётся актуальным для любой страны.