Экранизировать произведения Булгакова - дело вообще непростое. Ещё сложнее было это сделать в Советском Союзе.
После выхода "Кавказской пленницы", авторитет Гайдая был огромен и он мог себе позволить даже экранизацию произведения Михаила Афанасьевича.
Гайдай планировал работать над новым фильмом с актёрами, которых он уже хорошо знал и нужно сказать, что по большей части ему это удалось.
Не сложилось только с Юрием Никулиным. Гайдай хотел видеть Никулина в роли, собственно, Ивана Васильевича, но актёр сослался на занятость работой в цирке и от роли отказался.
Бытует мнение, что отказался Никулин скорее из-за сомнений в том, что фильм пройдёт цензуру и будет выпущен.
Занятна история произошла при утверждении на роль Пуговкина. Режиссёрскому сообществу идея снять Пуговкина в роли режиссёра не понравилась.
Пуговкин до этого играл, скажем так, персонажей не самых умных, а тут вдруг аж целого режиссёра играть будет.
Но, как уже упоминалось в начале этой заметки, у Гайдая был, на тот момент, серьёзный авторитет и Пуговкин роль получи не взирая на общественное недовольство.
Первым делом съёмочная группа отправилась в Ростов.
Благодаря сохранившейся архитектуре Ростовского кремля, были отсняты кадры ухода на войну и погоня за демонами.
Из Ростова съёмочная группа поехала обратно в Москву. В Москве были отсняты современные панорамные и уличные кадры.
А ещё балконы... С балконами связана интересная история, которая чуть было не закончилась весьма печально.
Наталья Крачковская, по первоначальной задумке режиссёра, должна была перелезть с одного балкона на другой. Актриса, из-за своего страха высоты, такой трюк проделывать категорически отказывалась.
Гайдай пошел на хитрость и сказал, что внизу будет страхующая её группа людей. Уже во время выполнения трюка, Крачковская посмотрела вниз и поняла, что никакой страховки нет. Всё обошлось, но сцена так и не получилась.
Конечно, как и при съёмках почти любого фильма, нашлось место и для импровизации.
В качестве примера, можно привести фразу Жожа Милославского.
Храните деньги в сберегательной кассе. Если конечно они у вас есть.
Вторая часть этой фразы является импровизацией актёра, удачно вписавшейся в сцену.
Особое внимание хочется уделить музыкальному сопровождению фильма.
Песню про звон январской вьюги изначально пригласили исполнить Софию Ротару. Но вот только песня должна была звучать жизнерадостно и оптимистично, а манера исполнения Ротару не очень подходила для этих целей. В итоге, песню для фильма исполнила Нина Бродская.
Песню про семиструнную гитару, так впечатлившую Ивана Васильевича, специально для этого фильма записал Владимир Высоцкий.