Найти тему

МАОУ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ А.П.ЧЕХОВАУтверждена Приказом ДиректораМАОУ Гимназии имени А.П. Чехова От 01.09.2020 № КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮ

Пояснительная записка

В связи с тем, что количество детей с отклонениями в развитии в последнее время

возросло, возникла необходимость создания для таких обучающихся специальных,

адаптированных для их психофизиологических особенностей коррекционных

программ. Для полноценного психического развития ребенка огромное значение

имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти

отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование

позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения, и

то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Программа "Я учусь владеть

собой" составлена для обучающегося с ОВЗ Ф.И. О обучающегося (ребенок-

инвалид)

Развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию

эмоционально-волевого развития. То, в какой мере обучающийся сумеет понимать и

отражать свои чувства, свое настроение , научиться воспринимать и понимать

других, а через них и самого себя, будет во многом определять процесс общения и

качество его обучения.

В ходе диагностики обучающегося 8 "а" класса Ф.И.О обучающегося были получены

следующие данные:

Эмоционально-волевая сфера Ребенок характеризуются эмоциональной

неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой,

низким уровнем самоконтроля и организации, проявляет нестойкий интерес к

заданию, часто отвлекается, быстро утомляется.

Речь Речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей

действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются

трудности понимания логико-грамматических конструкций; познавательная

активность очень слабая и нестойкая.

Память Низкая скорость запоминания, преобладание механического запоминания

над словесно-логическим.

Внимание. Слабая концентрация, и переключаемость внимания.

Мышление. Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции

недостаточно сформированы: ребенок с трудом обобщают и абстрагируют признаки

предметов);

Основная цель данной программы: коррекция эмоционально-волевой сферы

обучающегося с ОВЗ, как основы для формирования учебных навыков, повышение

уровня общего развития и восполнение пробелов предшествующего развития с

учетом структуры его нарушений, индивидуальных познавательных потребностей и

возможностей.

Задачи:

1. Корректировать и развивать эмоционально – волевую сферу: овладение

регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование

адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным

нормам.

2. Формировать коммуникативные функции: умение владеть вербальными и

невербальными средствами передачи информации, умение общаться,

поддержать беседу, диалог.

3. Повышать мотивацию к учебной деятельности.

4. Мотивировать подростка на анализ собственных поступков.

5. Развивать способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

Планирование, организация, координация. Результатом работы является

организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и

процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при специально созданных

условиях обучения, воспитания, развития, социализации.

Методы и формы реализации программы:

1. Индивидуальные

2. Наглядные и практические.

3. Арт-методы.

4. Игротерапия.

Условия реализации программы

Программа составлена с учетом рекомендаций выписки из ИПРА. Она включает в

себя 32 занятия по 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в виде коррекционно-

развивающих, познавательных занятий.

Весь курс занятий состоит из трех разделов.

1. Диагностика обучающегося (2 часа)

2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (28 час).

3.Итоговая диагностика (2час).

Планируемые результаты:

- гармонизация психоэмоционального состояния обучающегося;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- социализация и адаптация в современном обществе.

Содержание курса коррекционно-развивающих занятий

№ Название

раздела, блока.

Кол-

во

часов

Содержание

Формы организации и

виды деятельности

1 Входящая

диагностика

2 Диагностика и

определение уровня

сформированности

эмоционально-волевой

сферы обучающегося.

Тестовые задания

2 Коррекция

эмоционально-

волевой сферы

Блок 1

"Чувства и

поступки"

Блок2"Вредные

привычки"

Блок 3 «Умей

выбирать"

Блок 4 "Хозяин

своего Я"

Блок 5"Как

вести себя в

трудных с

ситуациях?"

6 Блок "Надо

ли уметь

сдерживать

себя?"

30 Чувства, сложности

идентификации чувств.

Выражение чувств.

Отделение чувств от

поведения. Формирование

умения идентифицировать

собственные

эмоциональные состояния.

Понятие «зависимость»,

«соблазн», «вредные

привычки». Химические и

эмоциональные

зависимости. Отработка

методов противостояния

внешнему воздействию

ровесников и взрослых.

Понятие группового

давления и принятие

собственного решения.

Формирование навыков

выражения и отстаивания

собственного мнения.

Понятие насилия и права

защищать свои границы.

Понятие «конфликт»,

отработка умения выхода

из конфликтных ситуаций.

Тестовые задания,

тренинги, игровые

упражнения

3 Итоговая

диагностика

2 Определение уровня

динамики развития

эмоционально-волевой

сферы обучающегося.

Тестовые задания

Тематическое планирование по курсу: «Я учусь владеть собой»

№ Тема Кол-во часов

1-2 Диагностика 2

Чувства и поступки

3 Что такое чувства? 1

4 Сложности идентификации чувств 1

5 Выражение чувств 1

6 Отделение чувчсв от поведения 1

Стресс

7 Что такое стресс? 1

8 Признаки стресса 1

9 Поведение во время стресса 1

Вредные привычки

10 Что такое вредные привычки? 1

11 Понятие "зависимость" "соблазн" 1

12 Опасности вредных привычек 1

13 Учимся противостоять соблазну 1

Умей выбирать

14 Ответственность. Что это такое? 1

15 Доверие. Кому ты можешь довериться 1

16 Только ты отвечаешь за свои поступки 1

Хозяин своего "Я"

17 Групповое давление. Что это? 1

18 Как противостоять групповому давлению? 1

19 Твое собственное, твердое решение 1

20 Умей защищать свои права 1

21 Контролируй свое поведение 1

Что такое конфликт? Как вести себя в трудных ситуациях?

22 Понятие "Конфликт" 1

23 Как не допустить проблемную ситуацию? 1

24 Как вести себя в трудных ситуациях 1

25 Учимся выходить из конфликтной ситуации 1

Агрессия. Надо ли уметь сдерживать себя?

26 Агрессия? Что это такое? 1

27 Учимся себя контролировать 1

28-29 Выработка приемлимых способов разрядки

гнева

2

30 Итоговое занятие. Рефлексия 1

31-32 Итоговая диагностика 2