Пояснительная записка
В связи с тем, что количество детей с отклонениями в развитии в последнее время
возросло, возникла необходимость создания для таких обучающихся специальных,
адаптированных для их психофизиологических особенностей коррекционных
программ. Для полноценного психического развития ребенка огромное значение
имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти
отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование
позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения, и
то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Программа "Я учусь владеть
собой" составлена для обучающегося с ОВЗ Ф.И. О обучающегося (ребенок-
инвалид)
Развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию
эмоционально-волевого развития. То, в какой мере обучающийся сумеет понимать и
отражать свои чувства, свое настроение , научиться воспринимать и понимать
других, а через них и самого себя, будет во многом определять процесс общения и
качество его обучения.
В ходе диагностики обучающегося 8 "а" класса Ф.И.О обучающегося были получены
следующие данные:
Эмоционально-волевая сфера Ребенок характеризуются эмоциональной
неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой,
низким уровнем самоконтроля и организации, проявляет нестойкий интерес к
заданию, часто отвлекается, быстро утомляется.
Речь Речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей
действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются
трудности понимания логико-грамматических конструкций; познавательная
активность очень слабая и нестойкая.
Память Низкая скорость запоминания, преобладание механического запоминания
над словесно-логическим.
Внимание. Слабая концентрация, и переключаемость внимания.
Мышление. Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции
недостаточно сформированы: ребенок с трудом обобщают и абстрагируют признаки
предметов);
Основная цель данной программы: коррекция эмоционально-волевой сферы
обучающегося с ОВЗ, как основы для формирования учебных навыков, повышение
уровня общего развития и восполнение пробелов предшествующего развития с
учетом структуры его нарушений, индивидуальных познавательных потребностей и
возможностей.
Задачи:
1. Корректировать и развивать эмоционально – волевую сферу: овладение
регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование
адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным
нормам.
2. Формировать коммуникативные функции: умение владеть вербальными и
невербальными средствами передачи информации, умение общаться,
поддержать беседу, диалог.
3. Повышать мотивацию к учебной деятельности.
4. Мотивировать подростка на анализ собственных поступков.
5. Развивать способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Планирование, организация, координация. Результатом работы является
организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и
процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при специально созданных
условиях обучения, воспитания, развития, социализации.
Методы и формы реализации программы:
1. Индивидуальные
2. Наглядные и практические.
3. Арт-методы.
4. Игротерапия.
Условия реализации программы
Программа составлена с учетом рекомендаций выписки из ИПРА. Она включает в
себя 32 занятия по 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в виде коррекционно-
развивающих, познавательных занятий.
Весь курс занятий состоит из трех разделов.
1. Диагностика обучающегося (2 часа)
2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (28 час).
3.Итоговая диагностика (2час).
Планируемые результаты:
- гармонизация психоэмоционального состояния обучающегося;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- социализация и адаптация в современном обществе.
Содержание курса коррекционно-развивающих занятий
№ Название
раздела, блока.
Кол-
во
часов
Содержание
Формы организации и
виды деятельности
1 Входящая
диагностика
2 Диагностика и
определение уровня
сформированности
эмоционально-волевой
сферы обучающегося.
Тестовые задания
2 Коррекция
эмоционально-
волевой сферы
Блок 1
"Чувства и
поступки"
Блок2"Вредные
привычки"
Блок 3 «Умей
выбирать"
Блок 4 "Хозяин
своего Я"
Блок 5"Как
вести себя в
трудных с
ситуациях?"
6 Блок "Надо
ли уметь
сдерживать
себя?"
30 Чувства, сложности
идентификации чувств.
Выражение чувств.
Отделение чувств от
поведения. Формирование
умения идентифицировать
собственные
эмоциональные состояния.
Понятие «зависимость»,
«соблазн», «вредные
привычки». Химические и
эмоциональные
зависимости. Отработка
методов противостояния
внешнему воздействию
ровесников и взрослых.
Понятие группового
давления и принятие
собственного решения.
Формирование навыков
выражения и отстаивания
собственного мнения.
Понятие насилия и права
защищать свои границы.
Понятие «конфликт»,
отработка умения выхода
из конфликтных ситуаций.
Тестовые задания,
тренинги, игровые
упражнения
3 Итоговая
диагностика
2 Определение уровня
динамики развития
эмоционально-волевой
сферы обучающегося.
Тестовые задания
Тематическое планирование по курсу: «Я учусь владеть собой»
№ Тема Кол-во часов
1-2 Диагностика 2
Чувства и поступки
3 Что такое чувства? 1
4 Сложности идентификации чувств 1
5 Выражение чувств 1
6 Отделение чувчсв от поведения 1
Стресс
7 Что такое стресс? 1
8 Признаки стресса 1
9 Поведение во время стресса 1
Вредные привычки
10 Что такое вредные привычки? 1
11 Понятие "зависимость" "соблазн" 1
12 Опасности вредных привычек 1
13 Учимся противостоять соблазну 1
Умей выбирать
14 Ответственность. Что это такое? 1
15 Доверие. Кому ты можешь довериться 1
16 Только ты отвечаешь за свои поступки 1
Хозяин своего "Я"
17 Групповое давление. Что это? 1
18 Как противостоять групповому давлению? 1
19 Твое собственное, твердое решение 1
20 Умей защищать свои права 1
21 Контролируй свое поведение 1
Что такое конфликт? Как вести себя в трудных ситуациях?
22 Понятие "Конфликт" 1
23 Как не допустить проблемную ситуацию? 1
24 Как вести себя в трудных ситуациях 1
25 Учимся выходить из конфликтной ситуации 1
Агрессия. Надо ли уметь сдерживать себя?
26 Агрессия? Что это такое? 1
27 Учимся себя контролировать 1
28-29 Выработка приемлимых способов разрядки
гнева
2
30 Итоговое занятие. Рефлексия 1
31-32 Итоговая диагностика 2