С петровских времён в России фактически действовал запрет на русский стиль. Дворцы вельмож, церкви, дома обывателей должны были выглядеть как в Европе. Лишь ко второй половине XIX века в Петербурге стали появляться здания, стилизованные под архитектуру допетровской Руси. Одним из них стал дом архитектора Никонова на Колокольной улице, 11.
Полтораста лет назад район Лиговки был неблагоустроенной окраиной Петербурга. Кварталы к юго-западу от Владимирской площади были также известны как Ямская слобода — здесь останавливались ямщики, которые приехали из Москвы. Конечно, в тогдашнем «хабе» для «дальнобойщиков» того времени было много трактиров. Питейное заведение купца Абрамова располагалось в двухэтажном доме №11 по Колокольной улице.
По мере развития железных дорог необходимость в извозчиках стала менее острой, да и город расширялся на юг. Одиннадцатый дом выкупил для собственного пользования замечательный русский архитектор Николай Никонов. Этот уроженец Пошехонья строил в Петербурге ещё с 1870-х годов. В основном зодчий специализировался на храмовой архитектуре — увы, поэтому в годы богоборчества многие его постройки были снесены.
Из трактира новый владелец быстро сделал доходный дом. За 1899-1901 годы здание стало пятиэтажным, а его фасад, крыша и даже внутренний двор с башней обрели черты старорусской архитектуры. Обилие изразцов, затейливые узоры майолики, шатровая форма крыш, входной портал — всё это делает Дом-Пряник отсылкой к древнему ярославскому и московскому зодчеству.
В историю дом вошёл ещё и как адрес полковника Мясоедова — офицера, обвинённого в шпионаже на германскую разведку и казнённого в 1915 году. Сегодня доказано, что Мясоедов виновен не был, став жертвой интриг лидера оппозиции Гучкова и «козлом отпущения» правящих кругов, которые стремились переложить с себя ответственность за неудачи на фронте Первой мировой.
Дом-Пряник пережил многих своих владельцев и жильцов. В 1990-е он даже стал местом действия сериала «Улицы разбитых фонарей» (эпизод «Кошмар на улице С»), а в 2009-м уцелел при пожаре. Интересно, что в парадной от «русскости» здания не остаётся и следа — обычный для петербургского исторического центра модерновый доходник с пилястрами и витражами.
Также читайте на «Скамейке» статьи об особняке Шрётера на Мойке и «доме-утюге» на Пяти углах.
Материал на нашем сайте: Дом-Пряник на Колокольной, 11: из трактира в сказочный терем
Автор: Дмитрий Витушкин
Фотограф: Арина Горшенина
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка