Разговоры с подростками 8 класса
Хочу рассказать об одном интересном разговоре сегодня с учениками 8 класса. Преподаю я математику. Все коллеги знают, что в 8 классе самые сложные темы по алгебре и по геометрии. А уже в конце года.... "Вписанная и описанная окружности", "Четыре замечательные точки треугольника" и т.д. В общем, сложно, трудно, иногда нудно.... Но ничего не поделаешь, работать приходиться.
Я редко использую на уроках презентации и другие развлечения. Мне просто некогда этим заниматься. Требую от своих учеников учить теорию, спрашиваю у всех учеников, а именно постоянно провожу письменные мини-опросы по теории. Помните, как у нас: "Достаем двойные листочки...." Правда у нас не двойные листочки, а специальные тетради для мини-опросов.
Продиктовала определения и теоремы, они пишут, стараются, вспоминают. После проверки опять столкнулась с тем, что на уроках геометрии у нас каким-то волшебным образом забываются все знания по русскому языку. Из самого простого: отсутствие запятых в причастных оборотах, "опЕраются на одну дугу", отсутствие запятых перед слово "который". Проверяю, исправляю, ругаюсь про себя. На следующем уроке приношу в класс проверенные работы и объясняю, что русский язык никто не отменял. Они смеются, вспоминают правила, но по глазам видно, что в следующий раз они опять про правила забудут.
Тогда я им говорю: "В следующий раз за аналогичную работу будут выставлены две отметки". По классу прокатился стон. Они точно знают, что я это сделаю. Начинают тихо возмущаться, что это несправедливо. Продолжаю, что одна отметка будет выставлена по геометрии за знание теории, а вторую поставит учитель русского языка. Стон уменьшается, потому что точно понимают, что почти справедливо. И вдруг....
Маленькое отступление. В каждом классе есть ученик с прекрасным чувством юмора, который никогда не стесняется задавать вопросы, активен и очень в себе уверен. Такой ученик есть и у нас, назовем его Юрий. И вдруг этот Юрий задает мне вопрос: "А слабо Вам составить диктант из математических терминов, чтобы отметка была именно по геометрии". Эх...зря он это сказал...
Находясь на безопасном расстоянии (более 1,5 метров), начинаю медленно снимать маску с лица. В классе начинается стон: "Юра!!!! Зачем ты это сказал!!!! Замолчи!!!! Она же точно придумает такой диктант!!!!" Я, с одной стороны, радуюсь, что они уже меня знают и понимают на что я способна; с другой стороны, пытаются контролировать ситуацию, чтобы не получилось еще хуже. Вот какие есть выходы из этой ситуации? Разве этому учат в педагогических институтах? Это приходит только с опытом, только в ходе постоянного общения с подростками. Ну что ж, вызов брошен. Принимаем!))))
Говорю Юре: "Запомни на всю жизнь: никогда не спорь с незнакомым человеком!" И уже всему классу: "Есть прекрасная фраза: в споре всегда один - подлец, а второй - глупец!" В классе устанавливается тишина, после чего они начинают медленно постигать эту важную фразу. Продолжаем разговаривать: "Юра, ты знаешь меня уже 4 года, точно знаешь, что мне НЕ слабо составить такой диктант, но я точно не хочу с тобой спорить, чтобы не оказаться подлецом". Вы бы видели глаза учеников.
Часто ли мы на уроках говорим о таких вещах? А называем себя такими словами? И вот я ловлю в этот момент на мысли, что воспитание в школе проходит именно сейчас, именно в эту минуту. Они очень точно чувствуют ложь и правду, верят нам, ждут вот таких жизненных уроков. Я всегда в такие моменты еще больше начинаю любить свою профессию. Как-то один ученик написал мне: "Спасибо за те моральные уроки, которые Вы нам даёте!"
Вот для меня это лучшее признание!
Спасибо вам, мои дорогие ученики, что вы у меня есть!
Всем хорошего дня!