Найти в Дзене
Ливрезон Публицист

Закономерности влияния болезни/инвалидности на творческую деятельность. Часть 4.

Оглавление

Для того, чтобы коллектив был результативен, он должен строиться не на инвалидности (как принято в обществах инвалидов), а на деле. В противном случае, все скатывается к жалости, психотерапии и т.д.

Начало: 1 часть, 2 часть, 3 часть.

Источник: https://livrezon.com/publication/zakonomernosti-preodoleniya-bolezni-invalidnosti-na-tvorcheskuu-deyatelnost
Источник: https://livrezon.com/publication/zakonomernosti-preodoleniya-bolezni-invalidnosti-na-tvorcheskuu-deyatelnost

Инвалиды в творческих коллективах

Модель 1. Инвалид делает старт, подготавливает почву, но не успевает из-за болезни. Направление развивает уже кто-то другой.

Пример № 41:

«Вопрос о взаимоотношениях Гаршина и Чехова — во­прос не только биографический. Гаршин как писатель в значительной степени расчищал своим творчеством место чеховскому реализму, с жанрово преобладающим рас­сказом, лаконизмом фразы, емкостью силуэтно очерчен­ного образа, точностью скупой детали.

Несмотря на то, что писатели были современниками и не только знали о существовании друг друга, но горячо друг другу симпатизировали (это ясно из переписки каждого), личное знакомство, хотя и намечавшееся, так и не состоялось».

Источник: Латынина А. Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. — М.: Худ. лит., 1986. — С. 214-215.

Модель 2. Близкий человек заставляет работать (иногда из-под палки).

Пример № 42:

«Когда Зяма был уже безнадежно болен и терзаем болями, отхлынув­шими силами, сомнениями, только она умела сказать: «Замочка, надо». И он собирался. И как гумилевский герой, «делал, что надо». Она «учила его, как не бояться и делать, что надо». Хот этот маленький, хрупкий и немолодой человек и сам был мужественным до отваги. Но ведь и отважных оставляют силы.

За три месяца до кончины Зяма снялся в фильме по моему сценарию. Как? Это недостижимо - ему уже был непрост каждый шаг.  Видимо, Таня сказал: «Зимочка, надо. Ты должен оставаться в форме». А может и сам он решил, что нельзя потакать недугу. Да и дружбе он оставался верен, как умел это делать всегда.

Он вышел на съемочную площадку, и никто даже не заподозрил, че­го это ему стоило. И в перерывах он был Гердтом - праздником для всех, виночерпием общей радости».

Источник: Гройсман Я. И., Правдина Т. А. «Зяма — это же Гердт!» — Н. Новгород: Деком, 2001. — С. 74-75.

Модель 3. Два инвалида вытягивают, поддерживают друг-друга. Когда кризис у одного, другой помогает, мотивирует, — и наоборот.

Пример № 43:

«Самые тяжелые в жизни Гнедича годы — пер­вые годы петербургской жизни. Затерянный в большой столице, фактически без средств к суще­ствованию, молодой человек много пережил и передумал. Единственной отрадой была дружба с К. Н. Батюшковым, близким по духу человеком. Гнедич был всего на три года старше Батюшкова. Друзья были почти неразлучны. У них был один круг знакомых, они откровенно делились своими мыслями. Читали друг другу свои произведения, нелицеприятно высказывая свои суждения о них. Регулярно обменивались стихотворными посла­ниями. У них были и расхождения в литературных взглядах».

Источник: Голубева О. Д. Гнедич. — СПб., 2000. — С. 26.

Пример № 44:

«В середине 1935 года тяжело больной Беляев писал Циолковскому, что, не будучи в состоянии работать, обдумывает «новый роман — «Вто­рая Луна» об искусственном спутнике Земли — постоянной страто­сферной станции для научных наблюдений.

«Надеюсь, что Вы не откажете мне в Ваших дружеских и ценных указаниях и советах.
Простите, что пишу карандашом, — я лежу уже 4 месяца.
От души желаю Вам скорее поправиться, искренне любящий и ува­жающий Вас А. Беляев».

На оборотной стороне листка с трудом можно разобрать дрожащие строки, выведенные слабеющей рукой Циолковского:

«Дорогой Александр Романович.
Спасибо за обстоятельный ответ. Ваша болезнь, как и моя, результат напряженных трудов. Надо меньше работать. Относительно советов — прошу почитать мои книжки — там все научно (Цели, Вне Земли и проч.).
Обещать же, ввиду моей  слабости, ничего не могу.
К. Циолковский».

Это было одно из последних писем ученого. «Вторая Луна» в память Константина Эдуардовича Циолковского названа была «Звезда КЭЦ».

Источник: Беляев А. Р. Собрание сочинений в 5-ти томах. — Том 1. — Л.: Дет. лит., 1983.  — С. 27.

Модель 4. Инвалид – лидер (ядро коллектива).

Пример № 45:

«Мусатов оказывается как раз тем человеком, который необ­ходим Товариществу. Его новаторская живопись придает осо­бый характер выставкам общества, а энергия и целеустремлен­ность способствует сплочению его членов. Мусатов становится признанным лидером Товарищества. Он берет на себя устрой­ство его выставок в Москве и Петербурге. Будучи глубоко убеж­денным, что началось «возрождение русского искусства», он стремится придать выставкам МТХ «европейский характер», «сделать характернее, тоньше их физиономию».

На этих выстав­ках, «важных в воспитательном значении публики,— пишет он друзьям,— не надо одностороннего одного высокого искусства, одних картин. Надо и художественную промышленность сде­лать непременным условием выставок... Пусть Малютины, Го­ловины, Врубели и другие несут нам на выставку все, что так или иначе касается искусства. Нужна мебель, ковры, керамика... Пусть только каждой из этих вещей касалась рука художпика и в каждой проглядывала бы хоть какая-нибудь художествен­ная идея...»

Источник: Русакова А. А. Борисов-Мусатов. — Л.: Искусство, 1974. — С. 56-59.

Алгоритм выхода на оптимальную стратегию в случае болезни

-2

Комментарий: по-настоящему хорошего ответа, увы, нет. 
На практике многое происходит стихийно и сильно зависит от предыдущего опыта личности.

-3

Комментарий: правильная цель формирует новую модель поведения, и дальнейшая реабилитация работает на цель. В обратном случае, результатом являются произведения, оцениваемые в стиле: «Не так плохо для слепого».

Возможное развитие: создание базы данных типовых творческих и нетворческих направлений деятельности, целей по видам заболеваний.

-4

Комментарий: макро-задача на этом этапе — обратить вред в пользу. Перераспределение энергии при сложных задачах часто ведет к выработке системы новых навыков. Как бы сурово это не звучало, но на данном этапе помощники, скорее, вредны, чем полезны.

Возможное развитие: создание открытого банка упражнений для выработки навыков компенсации и техник решения новых задач, которые влечет за собой заболевание.

-5

Комментарий: действительно, часто работа облегчает боль, превращается в лекарство, НО это утверждение верно лишь отчасти. Деятельность всегда спасает от хандры и самотерзаний, но при физических осложнениях — приводит к сгоранию. Поэтому важно выработать несколько РАБОЧИХ ритмов.

Возможное развитие: создание некой социальной сети, где можно будет делиться РЕАЛЬНЫМИ результатами, примерами, техниками. Главное, чтобы это не съехало на жалость и взаимные жалобы.

-6

Комментарий: часто творческие результаты будут пытаться связывать с заболеванием, и тогда возможны различные подмены: например, жалость и/или инвалидность выходят на первый план, результат не замечается.

Так зарождается «попса» и монетизация. Это хорошо видно на примере слепых музыкантов, глухих композиторов и безруких/безногих тренерах личностного роста. Заболевание – становится PR-ресурсом, а результат уже и не особо важен.

-7

Комментарий: не смотря на то, что в коллективе «своих» часто проще / комфортнее и т.д., само это деление ведет к признанию своей ущербности (неосознанно), а в дальнейшем — к озлобленности и неадекватному отношении к самому себе, миру и своим результатам.

Возможное развитие: создание городских коллективов / «тусовок» / клубов как альтернативы организациям инвалидов, где будут заниматься развитием, а не реабилитацией.

Материал А. А. Рыжачкова с 39-й Конференции «Стратегии Творчества»