Успешный бизнес — это когда довольны не только клиенты, но и сотрудники. Правильная система мотивации помогает решить сразу несколько задач: усилить лояльность работников, укрепить корпоративную культуру, повысить эффективность компании.
Мы разобрались, как малому и среднему бизнесу организовать мотивационную систему так, чтобы все остались довольны. Для этого поговорили с экспертами по автоматизации в сфере услуг YCLIENTS и с представителями компаний, которые уже успешно мотивируют коллег. Теперь обо всем по порядку.
Мотивирующие активности
Локдаун 2020 сильно поштормил сферу услуг. По данным нашего исследования, в апреле прошлого года обороты платежей через ЮKassa у компаний из индустрии фитнеса и красоты уменьшились на 14% относительно предыдущего месяца. При этом, средний чек упал еще заметнее — на 57%. Тогда на фоне этой негативной динамики мы запустили с YCLIENTS совместный сервис.
С его помощью компании из сферы фитнеса и красоты могут принимать предоплату от клиентов за свои услуги. Примерно год назад это позволило бизнесу привлекать дополнительные финансы в период всеобщей самоизоляции.
Но полезные сервисы — это лишь полдела. Еще нужно, чтобы каждый специалист ощущал себя на своем месте, и тут помогает правильная мотивация. Она бывает нескольких видов.
Дневная — когда человек награждается по результатам работы не ежемесячно или, допустим, ежеквартально, а каждый день.
Конкурсная — кто покажет себя эффективнее всех в этом месяце, тот будет получать повышенный доход в следующем месяце, и так далее.
Партнерская — к примеру, когда производитель косметики награждает премиями сотрудников компании-партнера за хорошие продажи этой самой косметики. Нематериальная — тут все просто: корпоративы, привилегии, доски почета и другое.
Смешанная — кому-то нужно материальное поощрение, а кому-то достаточно искренней похвалы. Поэтому к каждому сотруднику можно находить индивидуальный подход, который может сочетать в себе разные виды мотивации.
Мотивирующие примеры
Чтобы лучше объяснить, как система мотивации работает на деле, мы пообщались с представителями бизнеса из индустрии красоты. Это два разных кейса — барбершоп и маникюрный салон, — но одинаково показательные примеры.
Максим Бандурин, руководитель отдела развития сети «Бородач»:
Вся мотивация команды у нас строится на работе с клиентами. Администраторы получают доход за отработанные дни и процент с продаж косметики. Есть и дополнительный заработок: сотрудник прозванивает базу потерянных клиентов и получает до 200 рублей за каждого возвращенного человека.
Конечно, мотивация мастера напрямую зависит и от степени удовлетворенности каждого конкретного клиента. У барбера фиксированная ставка за отработанный день или 40% от стоимости оказанных услуг за месяц. Он тоже может продавать косметику и получать процент. Цель такой программы — повысить мотивацию сотрудников и улучшить качество работы салонов.
Для аналитики мы используем сервис YCLIENTS, данные по программе лояльности, количественно-качественные показатели продаж, электронный журнал для учета заполняемости окон и рейтинга мастеров. Вся эта информация помогает понять, кто среди нас самый эффективный сотрудник, а кому, может быть, нужно подтянуть профессиональные навыки.
На основе собственного опыта можем дать несколько советов по выстраиванию системы мотивации.
Во-первых, проводите регулярные собрания с коллегами, ставьте четкие цели и контрольные точки для их достижения. Второе — общайтесь с сотрудниками не только про цели, но и про их желания и стремления в карьерном плане. Наконец, третье. Создайте комфортные условия для работы. Совет банальный, но высока вероятность, что хороший специалист уйдет, если будет неподходящий график, непрозрачный доход или непонятные перспективы.
Задача руководителя — слушать и слышать сотрудника, поддерживать его профессионализм и развивать в нем инициативность.
Маргарита Титова, со-основатель NailMaker Bar:
Наша мотивационная система действует для всех сотрудников. Она включает гарантированный доход, возможность получить 50% оплаты за прохождение профессиональных курсов и не только, но отличается для каждого грейда.
Заработок мастера рассчитывается из процентной ставки от ежемесячной выручки салона. При этом в случае непредвиденных объективных обстоятельств наши мастера все равно не останутся без дохода.
Для опытных специалистов, которые работают по более высокому прайсу, метрикой дополнительного дохода служит средний чек. При самом большом чеке сотрудник получает раз в две недели 2000 рублей сверх плана по выручке. С помощью сервиса YCLIENTS мы видим сквозные данные по сотрудникам, можем составить рейтинг успешных салонов по выручке, топ мастеров по средним чекам или по увеличению клиентской базы.
В бизнесе цикличность специалистов неизбежна. Кто-то профессионально вырос, кто-то захотел сменить направление или открыть свое дело. В наших салонах команды обновляются почти каждый год. Управленцу нужно быть готовым к такому. Он должен уметь слушать и слышать команду, помогать достигать целей и не бояться принимать ответственные решения.
Еще важно чувствовать атмосферу в коллективе, нанимать опытных специалистов, поддерживать инициативных и продуктивных сотрудников.
Без внутреннего чутья и умения управлять бизнес-процессами невозможно наладить эффективную работу. Если управленец чего-то не знает — нужно признаться себе в этом и как можно скорее устранить пробел.
Мотивирующие выводы
Мотивация крайне важна в любом бизнесе. Чем довольнее сотрудники, тем эффективнее они работают — и тем больше может зарабатывать компания. Эффективно мотивировать коллег поможет совместный сервис YCLIENTS и ЮKassa. С его помощью можно автоматизировать корпоративные программы лояльности и принимать предоплату от клиентов в рамках таких программ. Мотивируйтесь и подключайтесь :)
Статья была полезна? Подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми получать полезные материалы для старта и развития собственного дела.